Координация слотов в аэропорту – это увлекательная наука. При распределении слотов существует высокая конкуренция, а лучшие слоты тщательно берегутся. Artemis Aerospace исследует, как распределяются слоты авиакомпаний.
Когда вы следите за рейсами на Flightradar или глядя на инверсионные следы, пересекающие ясное голубое небо, задумывались ли вы когда-нибудь о том, как именно организованы слоты для самолетов?
Возможно, вы думали, что это всеобщая свобода действий, и любая авиакомпания может решить открыть рейс из Хитроу в Сидней, когда ей захочется, а если она потом передумает и захочет полететь из Гатвика в Мельбурн, то ничто не помешает ей это сделать. Что ж, вы ошибаетесь – каждый рейс по всему миру из крупного аэропорта должен придерживаться выделенного ему слота.
Слот аэропорта – это просто разрешение на использование инфраструктуры аэропорта, такой как взлетно-посадочная полоса, выходы на посадку и здание терминала, в определенные даты и время, чтобы позволить самолету взлететь или приземлиться. Слоты выдаются в соответствии с руководящими принципами, которые дважды в год публикует Worldwide Airports Slots Group Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) после консультаций с авиакомпаниями и другими заинтересованными сторонами. Их цель – обеспечить справедливый доступ и необходимую координацию для всех авиакомпаний и способствовать безопасности и эффективности в самых загруженных аэропортах.
В Великобритании слоты затем распределяются оператором и финансируемой аэропортом компанией Airport Coordination Ltd (ACL), которая стала первым в мире независимым координатором слотов и выделяет слоты для зимних и летних рейсов.
Существует три уровня этой координации:
- Уровень 1 – координация не требуется, поскольку возможности аэропорта обычно достаточны для удовлетворения спроса.
- Уровень 2 – координация осуществляется по взаимному согласованию с авиакомпаниями, поскольку в часы пик возможна перегруженность.
- Уровень 3 – аэропорт, в котором спрос на его услуги значительно превышает возможности по обслуживанию рейсов; все авиакомпании и операторы имеют выделенные слоты.
IATA проводит конференцию дважды в год для принятия решений по слотам, в которой принимают участие более 400 представителей аэропортов и операторов, каждый из которых борется за слоты, которые позволят наиболее выгодно развивать свой авиационный бизнес.
Поскольку слоты ограничены и многие из них пользуются большим спросом, некоторые авиакомпании приобретали их, чтобы утвердить свое доминирование на определенном маршруте, блокируя конкуренцию, но фактически не используя их. Эта практика была запрещена введением ряда правил, главным из которых является правило 80/20 «используй или потеряй». Оно гласит, что авиакомпании должны использовать не менее 80% своих слотов в аэропорту, и если они этого не сделают, слот будет отдан другой авиакомпании. Однако во время крупных мировых кризисов, таких как пандемия Covid, эти правила временно приостанавливались.
По данным IATA, в мире насчитывается более 200 аэропортов уровня 3, и около 50% всех авиапассажиров вылетают из таких аэропортов, при этом 35% всех рейсов выполняются между двумя аэропортами уровня 3.
Лондонский Хитроу – крупнейший аэропорт Великобритании и четвертый по загруженности в мире, обслуживший в 2023 году почти 80 миллионов пассажиров. Он также является владельцем некоторых из самых ценных слотов в мире. Данные ACL за зимний сезон 2023-2024 годов показывают, что British Airways занимала 4779 слотов в Хитроу, что является самым большим числом и более половины от общего числа выделенных слотов. На втором месте с большим отставанием находится Virgin Atlantic с 392 слотами. Lufthansa занимает третье место с 290, Aer Lingus – четвертое с 288, United Airlines – пятое с 278 и American Airlines – шестое с 270.
Привлекательность слота может расти или падать в зависимости от популярности конкретного направления. Зимние и летние путешествия демонстрируют очевидные различия, и слоты, которые точно соответствуют потребностям коммерческих путешественников, всегда находятся в верхней части списка популярности. Иногда более необычные причины могут вызвать спрос на слот, например, «экранный туризм» – Aer Lingus приобрела новый слот из аэропорта Ireland West в Хитроу после того, как фильм «Банши Инишерина» продемонстрировал красоту запада Ирландии.
Нехватка слотов означает, что конкуренция за самые прибыльные из них становится жесткой. Хотя IATA не поощряет продажу или торги, она позволяет авиакомпаниям торговать слотами или сдавать их в аренду, если они ими не пользуются, иначе они будут конфискованы. Одна легендарная сделка состоялась в 2016 году, когда Oman Air купила пару слотов в Хитроу у Air France-KLM за $75 млн. Сделки также возможны в связи с глобальными событиями – запрет Аэрофлоту на полеты в Хитроу после начала СВО на Украине означал день празднеств для шести авиакомпаний, которые получили около 1300 слотов.
Распределение слотов призвано предотвращать задержки, защищать пассажиров и обеспечивать оптимальное прохождение самолетов в/из аэропорта. Поэтому, когда вы в следующий раз поднимете глаза и увидите летящий в небе Airbus, подумайте о сложных операциях, которые позволили ему туда добраться.