Далекий таежный поселок Тура. Язычки восходящего солнца мягко наполняют небо безумными по красоте оттенками, а еще не проснувшиеся от морозной ночи сопки, словно зевая, показывают нам свои «мускулы». На улице минус 33, но мы в теплом крошечном терминале местного аэропорта, из которого вскоре начнется наше замечательное путешествие с «КрасАвиа» по загадочной Эвенкии – региону с суровым климатом, бесконечно простирающейся тайгой, уникальными народами и традициями.
Крепкий чай с местными вкусняшками и удивительный рассказ про историю авиации этих мест заставляют нас окончательно проснуться. Но перед вылетом мы обязательно пройдемся по перрону «Тура МВЛ». Впервые мы увидели столько много снега, он ласково скрипел под ногами, а окончательно ожившее солнце настраивало на великолепный день.
Здесь царит настоящее царство легендарных Ми-8. Весьма приятно, что на фоне ветеранов Ми-8Т, мы видим и абсолютно новые машины – МТВ-1. Обходим их, любуемся, ведь на одной из них через несколько минут отправимся в сказочный полет. Перрон в утренние часы живет своей особой жизнью. Идет активная подготовка к предстоящим вылетам: вертолеты заправляются, проходит предполетный осмотр, загружается почта, пилоты проходят традиционный брифинг, а в терминале пассажиры заканчивают прохождение предполетных формальностей.
Несмотря на скромные размеры аэропорта, здесь все подчинено своим внутренним правилам – ведь безопасность полетов главный приоритет «КрасАвиа». У «КрасАвиа» в «Тура МВЛ» собственная инфраструктура, включая современный ангар для планового обслуживания вертолетов. Перед каждым рейсом технические специалисты тщательно готовят винтокрылую технику к многочасовому броску в глубь тайги.
И вот мы уже располагаемся в теплом салоне нашего винтокрылого друга, знакомясь с попутчиками и пилотами. Вертолет действительно новый – заводской запах для людей летающим очень много, сложно перепутать с чем-либо еще. Через несколько минут наш Ми-8 выходит на взлетный режим, и после короткого руления на ВПП, мы плавно набираем высоту. Наш курс – небольшое поселение Кислокан, где после небольшой остановки мы продолжим полет в направлении Юкты.
У вертолетного подразделения «КрасАвиа» несколько баз, включая Туру, Хатангу, Байкит и Ванавару. Последняя известна тем, что является крайней точкой на пути к эпицентру падения Тунгусского метеорита.
«В настоящее время наш авиапарк насчитывает 25 вертолетов, обеспечивающих транспортное сообщение более чем с 25 удаленными населенными пунктами на территории северных районов Красноярского края, включая Эвенкию и Таймыр. Эти воздушные суда осуществляют доставку необходимых товаров, медикаментов, почтовых отправлений и других важных грузов населению. Новый вертолет значительно повысит надежность нашей работы и обеспечит дополнительную поддержку связи жителей региона с внешним миром», - рассказал нам накануне Генеральный директор «КрасАвиа» Андрей Егоров. Сейчас компания уже ввела в эксплуатацию 7 из 10 новеньких Ми-8 МТВ-1, которые «КрасАвиа» последовательно получает через ГТЛК. Проект реализуется при поддержке Правительства Красноярского края. В 2027 году все 10 вертолетов будут доставлены компании на условиях десятилетнего финансового лизинга. Параллельно «на крыле» компания поддерживает 15-16 Ми-8Т.
«Все наши вертолеты ориентированы на перевозку пассажиров, грузов, задействованы в качестве санитарных бортов и для лесопожарных операций. Я бы сказал – все, что имеет социальную значимость. У нас территория большая, интенсивность использования вертолетов невысокая, но территория, которую мы обслуживаем вертолетами, где-то порядка миллион сто квадратных километров. И главное – пространство большое, малонаселенное, полетные плечи очень длинные», - говорит Андрей Егоров.
Впрочем, сейчас в «КрасАвиа» озадачены тем, чтобы усилить свое вертолетное участие в коммерческих проектах, в работе на сырьевиков, например, Роснефть. Раньше авиаперевозчик даже не пытался выходить на конкурс, поскольку было не с чем и требования к воздушным судам «были крутые», особенно к возрасту.
«Сегодня мы к этому подошли и созрели, и хорошо видим этот рынок в нашем Красноярском крае, в котором в настоящее время работает очень много операторов. Но со всеми у нас крепкие партнерские отношения. Примером может служить ЮТэйр, с которым выстроились по-настоящему дружеские взаимоотношения. Мы поддерживаем, друг друга выручаем, помогаем, по крайней мере, не ссоримся, потому что от деструктивной конкуренции мы устали, все наелись. Рынок очень большой и места хватим всем», - продолжает Андрей Егоров.
В последнее время в «КрасАвиа» все чаще обращают внимание и «бизнес-пассажира». Закрытие границ, недружественные действия многих стран, сыграли на руку оператору. Спрос на внутренний туризм за последние несколько лет бьет рекорды, а принимая во внимание, что Красноярский край богатейших и красивейший регион нашей страны, путешественники все чаще обращают на него внимание. Таким образом «КрасАвиа» участвует в развитии туристического сегмента.
«Но тут не все зависит от нас, потому что мы только транспортники, нужна инфраструктура, нужна организация, чтобы эти потоки поставить, как бы на конвейер туристического направления. И тогда мы будем работать, относительно доступно и относительно рентабельно. И к этому мы тоже двигаемся», - резюмирует г-н Егоров. К этой теме мы вернемся в одном из следующих материалов.
А пока мы достигаем нашей первой точки – небольшой поселок Кислокан, который расположился на изгибе Тунгуски. Прилет вертолета – настоящий праздник для местных жителей. Винтокрылую машину встречают все – и млад, и стар. Еще на подлете мы оценили всю силу тайги – кажется она простирается на миллионы километров, а замершее русло великой реки, которое словно горная дорога делает замысловатые узоры, заставляет щурится от красоты.
В поселке, где живут всего около 200 человек, вертолет главный помощник в суровых буднях. Именно с большой земли сюда доставляются продукты, почта, а при необходимости Ми-8 может забрать и тяжелобольных, чтобы доставить в медучреждения Туры. Другой альтернативы, особенно летом просто нет. Дорога может занять несколько суток.
В Кислокане для Ми-8 построили специальную площадку, поэтому проблем с посадкой (подбором площадки) нет. За 15 минут нашей стоянки мы узнали все последние новости поселка, пообщались с местными жителями, которые оказались весьма радушными и с отличным чувством юмора, помогли разгрузить почту и небольшой груз и даже сфотографироваться с местными четвероногими. И вот наш «мишка» вновь выходит на взлетный режим и берет курс на Юкту. На взлете мы получает дополнительный позитив – весь поселок провожает нас, а мы как бы мысленно обещаем им обязательно вернуться. Через полчаса лета мы мягко касаемся белоснежного покрова почти девственной тайги – в нескольких километрах от места нашей посадки расположился поселок Юкта.
Продолжение следует…
Дмитрий Петроченко, BizavNews