Испытания Omni Air Taxi могут обкатать бизнес-модель eVTOL

Компания Omni Helicopters International выделяется в отрасли деловой авиации, которая в целом сохраняет довольно сдержанное, а порой и скептическое отношение к перспективам городской и передовой воздушной мобильности. В этом году компания активизировала усилия по диверсификации, выходя за рамки вертолётной техники на новые рынки, включая воздушные такси eVTOL и беспилотные летательные аппараты.

Дочернее предприятие бразильской группы, базирующееся в Португалии, начало лётные испытания, используя от трёх до пяти вертолётов в качестве прототипов eVTOL, которые компания планирует начать получать от Eve Air Mobility в 2027 году. В июне Revo, дочерняя компания Omni, подписала соглашение с Eve о покупке до 50 четырёхместных самолётов.

Генеральный директор Omni Джереми Акель присоединился к компании в 2019 году, ранее занимая руководящие должности в Bristow Group и Milestone Aviation. Его задача заключалась в том, чтобы добиться роста после периода, когда позиции группы в сфере поддержки шельфовой энергетики оказались под угрозой из-за падения цен на нефть. Наилучшим направлением, казалось, была международная экспансия, но затем ударила пандемия COVID-19, заставившая переосмыслить планы, что привело к появлению возможностей использования eVTOL и беспилотников.

Поэтому теперь компания стремится укрепить свои позиции в Бразилии, где потребители нефти и газа по-прежнему будут обеспечивать основной источник дохода. Первые рейсы на вертолётах соединили различные пункты назначения в разрастающемся, перегруженном транспортными потоками Сан-Паулу, обеспечивая связь с международным аэропортом Гуарульюс, а также с несколькими прибрежными и внутренними районами, где проживают состоятельные местные жители.

«Это как обслуживать четыре или пять версий Хэмптонса [за пределами Нью-Йорка]», - рассказал Акел изданию AIN. Расстояние между центром города и обратно составляет от 50 до 75 миль (от 43 до 65 морских миль), поэтому большинство из них будут находиться в пределах первоначальной дальности модели eVTOL компании Eve, демонстрационный полёт которого запланирован на конец года.

Джереми Акель прогнозирует расширение рынка перевозок eVTOL в Сан-Паулу, поскольку вторые дома всё чаще становятся основным местом проживания потенциальных пассажиров. По его мнению, переломным моментом в этом направлении является развитие близлежащих школ и больниц. На данный момент испытания включают как регулярные рейсы, так и бронирование чартеров по запросу.

Во время Гран-При Сан-Паулу гонок Формулы 1, проходившего с 7 по 9 ноября, Revo и Eve использовали программное обеспечение Vector для управления покресельными чартерными операциями вертолётов. Текущая версия включает модули для вертипорта и наземных операций, а в следующем году Eve планирует внедрить модуль управления парком воздушных судов, который сможет поддерживать полёты eVTOL.

Руководство Omni теперь готово сделать следующий шаг, запустив опытную эксплуатацию в другом месте. Рассмотрев такие варианты, как Рио-де-Жанейро, Богота (Колумбия), столица Перу Лима и Мехико, компания решила расширить свой бизнес в пока неподтверждённый город в США. Похоже, компания намерена избежать прямой конкуренции с Joby и Archer в таких мегаполисах, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес.

Выход на рынок США, вероятно, будет осуществлён совместно с партнёром. По мнению Акеля, запуск услуг воздушного такси более выгоден для таких компаний, как Omni, которые не несут ответственности за разработку и производство воздушных судов, как это происходит у Joby и Archer. По словам Акеля, у Omni есть преимущество перед разработчиками eVTOL, которые привлекли средства путём выхода на биржу, поддержанные SPAC, включая отделившуюся от Embraer компанию Eve. Это преимущество заключается в возможности уделить время разработке правильной бизнес-модели, а не спешить начать приносить прибыль инвесторам. «Инвесторы могут потерять доверие [в ожидании сертификации и начала коммерческих рейсов], но у нас уже есть стабильный источник дохода, и мы занимаем лидирующие позиции на наших рынках», - прокомментировал он.

Помимо отработки принципов работы сети воздушного такси, Omni многое узнает о своих потенциальных клиентах от первых пользователей, которым она сейчас предоставляет вертолётный трансфер. Компания стремится завоевать то, что Акель называет общественным доверием, демонстрируя людям, насколько значимым может быть новый сервис, и убеждая заинтересованные стороны, такие как местные и муниципальные власти, в том, что это воздушное судно может принести пользу сообществам, даже тем, кто пока не хочет или не может бронировать рейсы.

Акель считает, что запуск Revo операций eVTOL разорвет порочный круг в значительной степени неудачных бизнес-моделей совместного использования вертолётов. На данный момент Omni является основой деятельности под брендом Revo, предоставляя лётный состав, оборудование и техническое обслуживание, и уже сотрудничает с Eve в подготовке будущих пилотов eVTOL.

«Никто на самом деле не знает, что значит быть оператором eVTOL. Мы пытаемся изучить привычки, страхи и потребности наших пассажиров и как создать реальную ценность. Никто пока не делает этого в таких масштабах, как мы в Сан-Паулу» - заключил он.