Малая авиация с каждым днем все сильнее проникает в транспортную систему губернии. Августовские салоны малой авиации уже стали для Самарской области традиционными, в аэропорту "Курумоч" почти год работает авиатикси "Dexter", а со следующей недели желающие смогут взять такси-вертолет. Но проблемы, стоящие перед частными авиаперевозчиками никуда не делись: далеко ли улетит вертолет при действующем законодательстве? И кто сможет на нем летать?
"Деловая авиация Поволжья" планирует со следующей недели начать перевозки на вертолете фирмы "Robinson". Это американская четырехместная машина способна преодолеть до 650 км по воздуху на скорости 200 км/ч. Ей не страшны ни пробки, ни сотрудники ГАИ, ни лихачи на дорогах. Дорога, скажем, до аэропорта "Курумоч" займет не более 20 минут, тогда как самый быстрый автомобиль будет ехать минут 40-50. Это при условии, что на дорогах не будет пробок, а водитель забудет про светофоры и ГАИ. Однако дороги без пробок в Самаре бывают только ночью, а игнорировать сотрудников ДПС - себе дороже. В таком свете перспектива пересесть на вертолет выглядит радужно. Если не думать о цене. Деловые авиаторы запрашивают за час полета 30 тыс. рублей. Из-за цены число желающих объехать пробки уменьшается процентов на 99. Вместо сильно спешащего самарца перед нами возникает образ крупного бизнесмена, который окупит поездку, сэкономив полчаса. Бизнес в
Самаре, конечно, есть, позволить себе полеты могут многие предприятия. Но будет ли их достаточно, чтобы сделать услугу ликвидной?
"Деловая авиация" уже закупила три вертолета "Robinson R44": один готов к полетам, еще два находятся на стадии таможенного оформления. Компания обращается к опыту перевозчиков из Татарстана и Башкирии, у которых в парке по 10 машин, и они не простаивают.
На своем сайте компания обещает, что вертолет может доставить в любое место губернии, где можно совершить посадку. Перспектива отдохнуть в тихом месте заманчива, но также вряд ли прельстит людей со средним уровнем дохода. Еще один способ заработка: туризм. "Деловая авиация Поволжья" ведет переговоры о разработке прогулочного туристичесго маршрута. Но опять же, все упирается в деньги. Часовая прогулка обойдется минимум в 10 тысяч на человека. За эти деньги можно отдохнуть в Египте по "горящей" путевке.
Кстати, авиатакси "Dexter" тоже не отличается дешевизной - за перелет до Москвы придется отдать как минимум 17 тысяч рублей. Но перевозчик делает акцент на бизнесменов, которым может понадобиться улететь внезапно и так же внезапно вернуться. За три часа самолет готов к полету, регистрация в аэропорту занимает 15 минут. К тому же авиакомпания обещает довезти до аэропорта в объезд пробок.
Себестоимость услуг вертолетчиков примерно можно рассчитать, приняв в расчет расход топлива. Для собственника вертолета Robinson час пребывания в воздухе стоит примерно 150 долларов, поскольку расход бензина у этой машины составляет всего 50 литров в час. Дня сравнения: российский Ми-2 сжирает до 300 литров, а Ми-8 все 700.
По словам генерального директора аэропорта "Курумоч" Леонида Шварца, до конца рассчитать цену проекта пока нельзя, так как предстоит оборудование вертолетной площадки в Самаре, где сейчас "просто дамба". Документы на нее еще не готовы, но находятся на стадии оформления.
Также, по словам Шварца, вскоре должны исчезнуть проблемы с разрешением на полеты. Если сейчас запрос нужно подавать как минимум за сутки, то скоро процедура будет носить чисто уведомительный характер.
Вертолет-такси обещает доставить путника в любую точку области, где есть площадка, способная принять винтокрылую машину. Таких площадок по области примерно 10. Это аэропорт "Курумоч", санаторий "Волжский утес", Тольятти, Сызрань и другие. Теоретически, по словам директора аэропорта малую авиацию можно принять на любой сколько-нибудь ровной площадке. "У нас есть передвижной командный пункт на базе "газели", где помещаются диспетчер и метеостанция. Если нужно, она выезжает на место и работает там" - сказал Леонид Шварц Репортеру.
Но не стоит забывать о том, что Воздушный Кодекс РФ запрещает полеты над городом. То есть, рассчитывая маршрут лучше сразу иметь в виду, что придется облетать населенные пункты. Кроме того, сажать вертолет на Самарской площади никто не будет, как и на Центральной площади Тольятти или другого города. Поэтому о доставке с места приземления позаботиться придется заранее. Из-за этого возникают сомнения, что вертолет станет полноправным городским или междугородным транспортом. По крайней мере, при действующем законодательстве.
Заместитель директора по развитию ООО "Авиа Тренд" Андрей Крюков считает, что "у маломерных воздушных судов законы свои, и они довольно простые. Нополеты над городом им никто не разрешит". Также, по его мнению, услуга должна очень дорого стоить, чтобы окупиться. "Если вы найдете человек 200-300, это может окупиться. На Западе, насколько я знаю, такие вещи пользуются спонсорской поддержкой и особой прибыли не приносят" - сказал г-н Крюков.
Тем не менее, компания верит в окупаемость и коммерческую успешность своего проекта. Прибыль будут направлять на совершенствование сервиса и обновление парка. Хочется надеяться, что потребители окажутся того же мнения, и недорогие вертолетные маршруты в ближайшем будущем прочертят карту области вдоль и поперек.
Источник: SAMRU.ru