Для авиационного лизинга финансовый кризис является едва ли не самым тяжелым испытанием. Трудности с получением долгосрочного финансирования возросли многократно, в то время как спрос на воздушные суда вряд ли увеличится в ближайшее время.
Для авиационного лизинга финансовый кризис является едва ли не самым тяжелым испытанием. Трудности с получением долгосрочного финансирования возросли многократно, в то время как спрос на воздушные суда вряд ли увеличится в ближайшее время. Генеральный директор лизинговой компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) Александр Рубцов провел традиционную встречу с журналистами, на которой подвел итоги уходящего года и рассказал о планах на год грядущий.
Сегодня август-сентябрь 2008 года А.Рубцов уже называет "прошлой жизнью". Тогда компания готовилась к реализации амбициозного бизнес-плана, в котором нашлось место для широкой линейки самолетов различной размерности, как отечественного, так и зарубежного производства, а также и наземного оборудования. Разразившийся финансовый кризис внес свои коррективы. Из-за сложности получения долгосрочных кредитов и роста процентных ставок привлечение заемных средств, необходимых для финансирования лизинговых операций, стало затруднительным. На этом фоне ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), основной акционер ИФК, приняло решение сконцентрировать деятельность дочернего предприятия на обеспечении сбыта продукции корпорации, самолетов семейств Ан-148, Ту-204 и Ил-96. Впрочем, и с учетом этого ограничения портфель заказов ИФК сегодня превышает 60 млрд рублей, отметил гендиректор компании.
Говоря об итогах работы в 2008 году, А.Рубцов оценивает их как неплохие. "В этом году мы сработали неплохо, хотя могло быть и лучше", - отметил он. Заказчикам передано шесть самолетов семейства Ту-204, среди которых четыре Ту-204-100 для авиакомпании "Авиалинии 400" (торговая марка Red Wings) и два Ту-204-300 для "Владивосток Авиа". Готовится к передаче построенный на "Авиастар-СП" грузовой Ту-204-100CE для авиакомпании Cubana de Aviacion.
Несколько хуже ожидаемой оказалась ситуация с самолетами Ил-96, производство которых ведется Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО). Предприятие построило и сертифицировало три Ил-96-400Т, и еще одна такая машина в высокой степени готовности находится в сборочном цехе. Однако от этих лайнеров последовательно отказались авиакомпании "Атлант-Союз" и "Аэрофлот-Карго". Первый перевозчик вовсе решил отказаться от грузового бизнеса, второй же выдвигает претензии к производителю и лизинговой компании, отмечая несоответствие достигнутых технических параметров заявленным характеристикам. Руководитель ИФК подчеркнул, что основной объем претензий авиакомпании уже снят, однако вопрос о взлетной массе машины остается открытым: при заявленной максимальной коммерческой нагрузке самолет недотягивает по дальности несколько сотен километров, а полет в Хабаровск возможен только за счет отказа от части полезной нагрузки, утверждают в авиакомпании. А.Рубцов не исключил, что в результате грузовые "Илы" достанутся не "Аэрофлот-Карго", а другому заказчику. "Я рассчитываю, что в начале будущего года эти машины, так или иначе, обретут своих хозяев. Все три, которые построены в этом году, и четвертая, которая присоединится в следующем году. Возможно, это не будет "Аэрофлот", у нас ведутся переговоры с рядом других заказчиков", - отметил он. Наконец, еще один воронежский лайнер - Ил-96-300 для ГТК "Россия" - будет передан заказчику в будущем году.
Не проще складывается судьба двух ранее поставленных "Красноярским авиалиниям" самолетов Ил-96-300. Лизинговые платежи за них перевозчик перестал перечислять еще в начале текущего года, что вынудило лизингодателя подать иск об изъятии этих воздушных судов из лизинга. Только после длительной тяжбы лайнеры были возвращены владельцу. Перспективы же получения задолженности по лизинговым платежам пока не слишком радужны: в авиакомпании-должнике введено внешнее управление, однако пока деятельность управляющей компании "Покровские ворота" не привела к возврату долгов "КрасЭйр" перед поставщиком самолетов.
Так или иначе, А.Рубцов ожидает, что 2008 год компания закончит с прибылью. "Мы в плюсе в этом году, несмотря на все сложности", - отметил он. Гендиректор дополнил, что в настоящее время идет расчет разницы курсов доллара по отношению к рублю в различные периоды, что повлияет на итоговый результат. "Это будет, ориентировочно, несколько десятков миллионов рублей", - оценил он. А вот оценка стоимости активов компании уже известна - здесь достигнут рост примерно на 10%, до 28 млрд рублей.
Несмотря на проблемы, которые принесло второе полугодие 2008 года, прогноз и планы на 2009 год достаточно оптимистичны. Так ИФК рассчитывает поставить заказчикам не менее восьми самолетов семейства Ту-204, шесть-семь Ил-96 и четыре Ан-148. Получателями выступят Red Wings, которая в рамках ранее заключенного контракта получит пассажирские Ту-204-100, а также авиакомпании "Волга-Днепр" и кубинская Cubana, которым будут переданы грузовые лайнеры. Также А.Рубцов выразил надежду, что в 2009 году в Венесуэлу авиакомпании Conviasa будут переданы один-два Ил-96-300 (ранее эксплуатировавшиеся "КрасЭйр"), а также найдут свое применение четыре Ил-96-400Т.
Еще один международный контракт, который может получить развитие в 2009 году - поставка отечественных самолетов Сирии. Первоначально планируется передать авиакомпании Syrian Arab Airlines два Ту-204-100 со вторичного рынка на условиях "мокрого лизинга", и в первом квартале такое соглашение может быть достигнуто. Срок лизинга - один год. Затем, полагает руководитель ИФК, сирийская сторона получит необходимый опыт эксплуатации Ту-204 и примет решение о подписании контракта на новые лайнеры. "Я думаю, это будет очень важный этап в наших отношениях, поскольку он даст возможность почувствовать в эксплуатации эти машины, и вплотную подойти к контракту на поставку, учитывая, что предконтрактное соглашение мы подписали несколько лет назад ", - сказал он.
Также на грядущий год запланированы работы по Ту-204СМ. А.Рубцов напомнил, что ранее ИФК подписала с ОАК предконтрактное соглашение на 31 лайнер Ту-204СМ. Первые поставки заказчикам пройдут в 2010 году, среди клиентов Iran Air Tour. Также ведутся переговоры по этим машинам с Red Wings и другими потенциальными заказчиками. Напомним, что ИФК участвует в финансировании НИОКР по этой машине и приобрела самолет Ту-204 с бортовым номером "13", который планируется использовать в качестве летающей лаборатории для отработки авионики и бортовых систем.
Передача заказчику первого самолета Ан-148, построенного в Воронеже, ожидается весной 2009 года. Выкатка машины, которая планировалась на декабрь 2008 года, не состоялась из-за срыва сроков поставки системы кондиционирования воздуха и ряда электрических разъемов, отметил собеседник. Однако, по его словам, сейчас ситуация нормализовалась и в первом квартале 2009 года состоится выкатка машины, а после проведения ее облета самолет будет передан заказчику, ГТК "Россия". Всего за год авиакомпания получит четыре самолета.
Для реализации амбициозных планов по строительству и поставке самолетов ИФК решает вопросы финансирования. 29 декабря лизинговая компания подписала кредитное соглашение с Банком ВТБ на 1,2 млрд рублей, сроком на полтора года. По словам А.Рубцова, средства будут направлены на оплату комплектующих, закупаемых для строящихся самолетов. "Для нас это (кредитное соглашение - АвиаПорт) имеет очень большое значение, поскольку сейчас важно сохранить темп производства самолетов, двигателей", - отметил специалист.
Однако еще более важным является долгосрочное финансирование на приемлемых условиях, без которого лизинг самолетов не будет привлекателен для авиакомпаний. По словам А.Рубцова, при портфеле заказов более чем на 60 млрд рублей компании необходим доступ к долгосрочному финансированию по низкой ставке. Он полагает, что сокращение ставки возможно "либо при наличии государственных гарантий, либо в виде прямого финансирования банков, возможно лизинговых компаний". В связи с этим, отметил гендиректор, ИФК подготовила предложения по предоставлению государственных гарантий на сумму не менее 40 млрд рублей, сроком на два года. "Мы рассчитываем обратиться к правительству за поддержкой в виде госгарантий как минимум порядка 40 миллиардов рублей", - сказал он. Также, по мнению руководителя, не исключается и возможность дополнительной поддержки в виде увеличения уставного капитала компании.
Вероятность получения господдержки А.Рубцов оценивает как достаточно высокую. "Рассчитываем, что получим поддержку со стороны правительства, потому что понимаем, что это важно и для отрасли в целом, и для нашей компании в частности. От сбыта самолетов зависит их производство", - отметил он.
Еще одна инициатива, с которой ОАК и ИФК обратились в правительство, - реализация схемы, при которой ОАК сможет беспошлинно ввозить в Россию зарубежные гражданские воздушные суда, которые будут поставляться российским авиакомпаниям как временное решение на период, пока корпорация не сможет предложить отечественные самолеты аналогичной размерности. По словам А.Рубцова, свои предложения ОАК направила в министерство промышленности, сейчас ведется дискуссия в правительстве. Однако, отметил он, окончательной формулы или процедуры, которая определила бы порядок ввоза самолетов, пока нет. "Я думаю, что в начале года какое-то решение будет по этому поводу принято", - подытожил гендиректор лизинговой компании.
Источник: «АвиаПорт.Ru»
Автор: | Александр Прохоров |