Те, кто выжил, выйдут из кризиса более сильными.

Интервью Владимира Спиридонова, генерального директора "Аэрофьюэлз Групп" порталу АвиаПорт

Владимир Спиридонов, генеральный директор "Аэрофьюэлз Групп"

- Какое влияние на авиакомпании оказал финансовый кризис, и какие прогнозы на 2009 год?


- Во втором полугодии 2008 года произошло сокращение числа авиакомпаний. Те же, которые выжили, выйдут из кризиса более сильными. То есть пассажиры обанкротившихся авиакомпаний, так или иначе, пересели на рейсы оставшихся перевозчиков, поддержав их cash-flow. Поэтому наше мнение такое, что компании, которые остались на рынке, однозначно, вне зависимости от кредитных рисков, переживут 2009 год.

- Что вы думаете о государственной поддержке российских авиаперевозчиков?

- Было много сказано о том, что крупнейшие авиакомпании, выполняющие регулярные перевозки в российских аэропортах, смогут получить льготные стабилизационные кредиты. Но этого так и не произошло. Также существует и программа субсидирования перевозчиков, выполняющих полеты на Дальний Восток, возможно, она будет развиваться в 2009-2010 годах.

- Планируете ли вы практиковать товарные кредиты?

- Никакого пересмотра взаимоотношений с компаниями мы не планируем. То есть часть из них как летала по предоплате, так и летает. Определенную часть авиакомпаний мы заправляем в кредит, но с небольшим сроком отсрочки. Естественно, никаких кредитных линий на 60-90 дней, как практиковали некоторые участники рынка, мы предоставлять не будем.

- Сейчас авиакомпании столкнулись с трудностями привлечения заемных средств, в том числе для финансирования текущей деятельности. Возникают ли затруднения по расчетам с вами?

- Вопросы кредитования встали "в полный рост" практически перед всеми авиакомпаниями, особенно они обострились с четвертого квартала 2008 года. Большинство перевозчиков имеют серьезную долговую нагрузку, а часть авиакомпаний только развивались на заемные средства. Поэтому естественно, практически у всех участников рынка возникли серьезные трудности с рефинансирование собственных долгов. Однако в большинстве своем, более 70% компаний, авиакомпании как оплачивали, так и оплачивают топливо своевременно. Безусловно, были и те, кто допускал задержки. С наиболее злостными неплательщиками мы в 2008 году заблаговременно свернули взаимоотношения. А для тех, кто выдерживал платежи, мы напротив предлагаем наилучшие условия работы.

- Как у вас складываются отношения с финансовыми институтами?

- Кредитная нагрузка у нашей компании была менее 5% годового оборота, это совершенно незначительные цифры для компании нашего уровня оборота. В связи с этим мы плавно вошли в 2009 год и ту программу по инвестициям, которую предполагали ранее, не сократили и продолжаем планово исполнять.

- Какие прогнозы вы делаете на 2009 год?

- Мы надеемся сохранить объем заправок в 2009 году на уровне предыдущего года. Хотя это достаточно оптимистично в той ситуации, в которой находится мировая экономика на текущий момент. К примеру, американский рынок переживает падение объемов на уровне 10-15%. Конечно волна спада авиаперевозок, соответственно и снижения объемов потребления керосина, докатится и до России, мы уже интегрированы в мировую экономику, нас это не обойдет.

Максим Фетисов

Источник: АвиаПорт