Даже кризис устал. Рынки показывают плохо объяснимый рост
Оптимизм овладевает российским рынком. Некоторые отрасли фиксировали стабилизацию еще в марте, для кого-то дно наступает сейчас. С воодушевлением своего дна ждут все остальные. В общем, от кризиса устали все. Лично я — устал его описывать. Но не успели мы с бизнесом тихо порадоваться, что худшее — позади, как из ниоткуда возникли громкие предостережения экспертов. Этим экономическим пессимистам до усталости еще далеко. Но рынок на их мнение — не знаю, к сожалению или счастью — не реагирует, продолжая излучать позитивные сигналы. А мы продолжаем их исследовать.
Вертолеты
Из luxury-сегмента идут самые радостные новости. Состоятельные люди России снова стали покупать. А наиболее впечатляющие показатели демонстрирует вертолетный бизнес, который, впрочем, в разгар кризиса едва не сгинул — с октября по февраль спрос на малую авиацию попросту исчез. Один из крупнейших вертолетных дилеров страны — компания «Авиамаркет» — не продала в те месяцы ни одного вертолета.
— Вертолеты и раньше были для России штучным товаров. Их покупали в основном искушенные люди, своего рода фанаты. До кризиса мы стабильно продавали два борта в месяц, — рассказывал мне директор по маркетингу «Авиамаркета» Михаил Юшков. — Но в октябре запаниковали даже «фанаты».
Те, кто присматривался к вертолету, откладывали покупку на неопределенное время. Как говорит Юшков, свободные деньги у клиентов были, но пугала неопределенность. Состоятельные люди ждали стабилизации, чтобы со спокойной душой пустить на вертолет полмиллиона долларов (средняя цена на марку Robinson). Впрочем, были и те, кто, воодушевившись кризисом, рассчитывал на дисконт.
— Почему-то клиенты решили, что вертолеты теперь, как автомобили, будут продаваться с большими скидками, — говорил Юшков. — Люди ждали, но этого не случилось. Не вытерпев, они все же начали покупать.
Продажи возобновились в конце февраля. Точнее, тогда был куплен первый в кризис вертолет. С тех пор «Авиамаркет» продавал еще по вертолету в месяц. Впрочем, двукратное падение спроса в «Авиамаркете» с обнищанием целевой аудитории не связывают. Деньги, говорят здесь, у них никуда не делись. Более того, тот факт, что люди снова начали покупать вертолеты, указывает, что в их делах наметился позитив.
— Вертолет для нашего потенциального клиента — это успокоение (даже в самый пиковый период никто не пришел к нам продавать обратно свой борт). А люди серьезно устали, — продолжает Юшков. — В ближайшие месяцы мы рассчитываем на докризисный уровень продаж. Будет агрессивный спрос.