Салон самолёта от Jet Aviation: люкс ручной работы

Швейцарская компания Jet Aviation занимается производством интерьеров для частных самолётов и изготовляет все детали своих интерьеров почти исключительно вручную. В мастерских этого базельского предприятия старые умения обретают новую жизнь

Швейцарская компания Jet Aviation занимается производством интерьеров для частных самолётов и изготовляет все детали своих интерьеров почти исключительно вручную. В мастерских этого базельского предприятия старые умения обретают новую жизнь.

Стиль и комфортДопустим, вы генеральный директор или председатель совета директоров, и за вашей спиной стоит финансовая мощь крупного международного концерна. Или ещё лучше: вашей семье принадлежит целая финансовая империя, и проблемы с бюджетом вам незнакомы. В этом случае вам не нужно представлять частные самолёты. Если вы скромный швейцарский миллиардер, вам хватит и скромного реактивного самолёта за десять миллионов франков. Зато если вы арабский шейх, который проворачивает блестящие сделки в Бахрейне или Дубае, ваше сердце согреет частный аэробус. Если вы действительно принадлежите к числу таких очень, очень состоятельных людей, то давно знакомы с компанией Jet Aviation из Базеля - одним из немногих предприятий, которые занимаются оснащением частных, деловых и правительственных самолётов.

Качество – это долг

Каждый шов делается вручнуюТем, у кого нет свободных 100 миллионов долларов и кто не может позволить себе превратить собственный Boeing 747 в летающий дворец или Airbus в дополнительный офис по индивидуальному заказу, посещение ангара близ базельского Евроаэропорта даёт представление о том, что можно делать, если деньги не имеют значения: а сделать в такой ситуации можно всё, причём высшего качества и ручной работы.

В частном самолёте, который полностью оборудуется по желанию клиента, интерьер создаётся от первого эскиза до последнего шва на кресле вручную и таким образом представляет собой современное свидетельство того, как востребовано и живуче старое ремесленное искусство. По-другому реализовать претензии на высочайшее качество, которыми Jet Aviation стремится выгодно отличаться от своих конкурентов, невозможно. Это высокотехнологичное предприятие является самой большой столярной мастерской в северо-западной Швейцарии и даже имеет собственный шорный цех. Базельскую компанию можно спокойно и в полном смысле слова назвать мануфактурой.

Американский социолог Ричард Сеннетт (Richard Sennett) в своей вышедшей в прошлом году книге «Ремесло» назвал в качестве отличительной черты мастеров и подмастерий то, что сущностью их работы является стремление к высшему качеству. Если следовать Сеннетту, человек, занимающийся ремеслом, исходит, в первую очередь, не из мысли о повышении продуктивности и прибыли, а стремится выдать работу как можно лучшего качества. В прошлом опора любой экономики, сегодня ремесло приносит лишь десять процентов мировой продукции. Но там, где необходимо высокое качество, за дело вновь принимается старое доброе ремесленное производство. Именно поэтому сегодня на промышленных предприятиях можно встретить много ремесленных профессий.

Boeing 767: дворец на борту

В начале стоят оформление и внутренняя архитектура: тяжёлые кресла, то в коричневых тонах, а то модно светлые. Разделительные стенки, отделанные деревом или кожей. Ковры, паркет или имитация камня на полу. Некоторые клиенты просят установить в салоне свой герб, а другие ограничиваются сурой Корана на стене.

Статика играет на руку

Полёт превращается в отдыхВ зависимости от того, создан ли самолёт в первую очередь для отдыха или для работы, различается разделение салона. К примеру, на правительственном судне в хвосте расположены плотные ряды кресел для помощников политика и путешествующих с ним представителей прессы, а в середине салона находится конференц-зал. В передней части намного просторнее: кресла расставлены небольшими группами, для руководителя есть отдельное помещение с кроватью и душем. Это распределение пространств служит работе, но на других бортах на первом месте находится отдых. В таком случае разделение салона скорее напоминает смесь летающего центра красоты и здоровья и частной резиденции, чем самолёт, как его представляют себе те, кто простаивает ноги в очередях у стойки регистрации. Огромные диваны и софы перемежаются с кроватями, и ещё остаётся место для телохранителей и персонала. Желаниям клиента в Базеле не ставят почти никаких пределов; некоторые привозят с собой собственных дизайнеров, уже оформивших им виллы или яхты, другие полагаются на знания и опыт мастеров Jet Aviation.

Панель HoneycombСначала команда дизайнеров в составе дюжины мастеров принимается за создание первого проекта, с которым клиент знакомится не только на бумаге. Чтобы можно было лучше оценить разделение внутреннего пространства, столяры Jet Aviation создают модель интерьера в масштабе один к одному, так что когда мастера начинают строить её, в Германии, Франции и Швейцарии сразу кончаются древесно-стружечные плиты. Модель создаётся полностью белой, чтобы клиент и дизайнер могли сконцентрироваться на разделении пространства: цвет бы только отвлекал от главного. По желанию на этом этапе можно переставить кресла, переместить экраны, столы и стены.

Строительство такой модели влечёт за собой огромные расходы, но только реальная модель может передать ощущение готового интерьера, чего невозможно достичь ни с помощью плана, ни при построении компьютерной симуляции в 3D-формате. Мешает ли спинка кресла видеть экран и достаточной ли ширины проходы между рядами, можно понять лишь тогда, когда пространство начинает использоваться. Каждый, кто когда-нибудь строил дом, знаком с этим эффектом: о важных деталях сложно судить по плану, и ошибки становятся очевидными только когда уже всё готово. Специалисты Jet Aviation считают, что не могут позволить себе таких ошибок, ведь в самолёте даже при самом сильном желании уже редко что можно исправить. Расположение кресел, столов и кроватей имеет далекоидущие последствия для статики воздушного судна. Все предметы должны быть закреплены на полу так, чтобы крепления выдерживали нагрузки, в несколько раз превышающие ускорение свободного падения. А поскольку в самолёте, как и в любом транспортном средстве, от автомобиля с центром тяжести на переднем пассажирском сидении до морского судна со сдвинувшимся грузом, важнейшим элементом является верное распределение тяжести, каждое перемещение мебели вызывает новые проблемы для инженеров.

Boeing 757: Ресторан в воздухе

Когда внутреннее пространство распределено, подбирается цвет, выбираются материалы и покрытие пола, а затем, когда инженеры закончили конструкторские работы, наступает час ремесленных мастеров. Они аккуратно сшивают кожаную обивку кресел, вручную обтягивают ей каждое сидение и вручную отделывают все стены салона.

В специальной мастерской находятся столяры: более 200 человек обшивают фанерой, лакируют, сшивают и полируют. Основной материал, с которым они работают, не имеет ничего общего с теми столярными плитами, которые применяются на земле. Для самолёта обычное дерево слишком тяжело и к тому же горюче. Поэтому в качестве строительного материала используются особые плиты сантиметровой толщины, которые, как кажется, если взять их в руки, почти не имеют веса. Эти плиты устроены как пчелиные соты; благодаря такой скопированной у природы конструкции они становятся невероятно лёгкими и одновременно очень прочными. То, что поверхность этих плит выглядит как дерево, является заслугой столяров: они обшивают «пчелиные» плиты дубом, вишней, берёзой или ясенем.

Качество в деталях

Jet AviationНеважно, идёт ли речь об облицовке стен, дверях, шкафах или столах: везде в основе материала лежат эти «сотовые» плиты, называемые Honeycomb, которые проектируются при помощи компьютера. После того как плита сконструирована и обшита деревом, её открытые края заливаются пластической массой. Это не позволяет влажности проникать внутрь плиты и не даёт разлагаться со временем.

Этой работе с деталями, которой никто из клиентов не замечает, в Jet Aviation уделяют такое же важное значение, как, к примеру, тщательному вырезанию пазов в дверях шкафов, в которые затем помещаются шарниры. С поразительной внимательностью мастер проводит резцом по плите и осторожно отводит его. Через четверть часа он с удовлетворением выпрямляется над верстаком, осматривает свою работу и сдувает последние стружки.

Boeing 767 - крылатый отель

Если вы как генеральный директор или шейх в следующий раз будете наслаждаться податливыми дверями шкафов или упругими кожаными креслами, знайте, что за высокотехнологичным судном скрывается древнее ремесленное искусство.