Второй бизнес-джет в парке ОАО "ТАИФ"

ТАИФ сделал себе новогодний подарок - купил межконтинентальный самолет

Вчера 29 декадря 2010 г. в международный аэропорт «Казань» с завода в Монреале прибыл реактивный бизнес-самолет Bombardier Global 5000. По данным источника «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли Татарстана, самолет приобретен ОАО «ТАИФ». До этого дня такие самолеты в российском реестре еще не регистрировались. 

КУХНЯ, ДВА САНУЗЛА И ШЕСТЬ СПАЛЬНЫХ МЕСТ 

Global 5000 – очень серьезная машина. Хотя это модификация известного самолета Global Express канадского производителя Bombardier Aerospace, создание «5000-го» (мировая эксплуатация началась в 2005 году) - это, по сути, появление новых стандартов в классе деловых и административных самолетов. В том же 2005 году Global 5000 установил новый рекорд для самолетов деловой авиации – с четырьмя пилотами (два сменных экипажа) и восемью пассажирами он долетел от Чикаго до Парижа (более 6500 км) за 7 часов 15 минут. 

Global 5000 имеет самый большой и наиболее технологически продвинутый салон в своем классе. Салон разделен на три секции для размещения пассажиров, кухню и два санузла. В зависимости от компоновки, на борту могут разместиться от 8 до 17 человек. Global 5000 оборудован высокоскоростной компьютерной системой с подключением к Интернету, что позволяет эффективно использовать время в деловых поездках. Для отдыха при дальних перелетах предусмотрено до шести спальных мест. Интересно, что, рассказывая порталу aerojetstyle об особенностях работы с российскими клиентами региональный директор Bombardier пo продажам бизнес-джетов Кристоф Дегумуа заметил: «Российские заказчики очень требовательны к выбору вариантов отделки самолета. Могу сказать, что самолеты с самыми красивыми салонами были поставлены российским операторам». 

Два турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce разгоняют Global 5000 до максимальной скорости 950 км/ч и позволяют набирать высоту до 15,5 км. Максимальная дальность полета – 9 630 км. Стоимость такого самолета, в зависимости от комплектации, составляет 47,5-60 миллионов долларов.

ЧТОБЫ ЛЕТАТЬ К АМЕРИКАНСКИМ БАНКИРАМ 

Напомним, что  в парке техники ТАИФ уже есть бизнес-джет - Challenger 300 все той же фирмы Bombardier. Для сравнения приведем характеристики этого самолета. Экипаж - 2 пилота, пассажировместимость – 8-9 человек, максимальная скорость - 870 км/ч, максимальная дальность - 5 741 км, потолок - 13 716 м. Серийное производство началось в 2004 году. Стоимость базовой комплектации – 18-19 миллионов долларов, в наиболее популярных вариантах компоновки – 23 миллиона долларов. 

Принадлежащий ТАИФ Challenger 300 (он был приобретен в начале 2008 года) обслуживает казанская авиакомпания «Тулпар Эйр». По данным «БИЗНЕС Online», она же будет обслуживать и Global 5000. Отметим, что таможенная пошлина на Challenger 300 составила 20% от его стоимости. 

Вчера пресс-секретарь ТАИФ Дмитрий Неманов не смог ответить на какие-либо вопросы «БИЗНЕС Online» о Global 5000, в том числе: «Зачем ТАИФ машина межконтинентальной дальности?». Но ответ, возможно, дал на одной из наших Интернет -конференций генеральный директор ТАИФ Альберт Шигабутдинов, рассказав, что компания планирует развивать связи с европейскими и американскими банками. 

По данным «БИЗНЕС  Online», помимо ТАИФ, в республике бизнес-джетами владеют: правительство РТ (Challenger 604, Challenger 605), ОАО «Татнефть» (Challenger 604), ООО «Группа компаний «Профит» (Challenger 300). 

ЭЛИТА ТАТАРСТАНА ПРЕДПОЧИТАЕТ КАНАДСКИЕ КРЫЛЬЯ 

Обращает на себя внимание то, что республика явно «подсела» на продукцию фирмы Bombardier Aerospace. По словам профессионалов, это логично: обслуживать самолеты какого-то одного производителя гораздо выгоднее. А началось все с приобретения в 2005 году Challenger 604 для правительства РТ. Сегодня пять региональных самолетов Bombardier CRJ 200 эксплуатирует на регулярных и чартерных линиях одна из самых динамичных республиканских авиакомпаний - ОАО «Ак Барс Аэро», в январе должны быть взяты в лизинг еще две аналогичных машины. 

Есть у республики и отрицательный опыт, связанный с Bombardier. В ноябре 2006 года ОАО «НУР-авиа» (владевшее тогда ОАО «Авиакомпания «Татарстан») купила у Bombardier Aerospace два региональных CRJ 900. Но уже в 2007-м стало понятно, что, в случае сертификации в России, канадская машина станет прямым конкурентом активно лоббировавшегося правительством РФ проекта SukhoiSuperJet. Поэтому сертификация CRJ 900 в России становилась предельно маловероятной. В итоге два купленных борта пришлось сдавать в аренду. Насколько успешно – неизвестно. До недавнего времени, по некоторым данным, они базировались в одном из аэропортов ОАЭ. А в августе гендиректор холдинговой компании «Нур» Ронни Мюллер сообщил о продаже обоих самолетов – для погашения задолженности перед кредиторами. 

Между тем, канадцы возлагали на эти машины немалые надежды. Во всяком случае, в 2006 году, находясь в Казани, президент Bombardier Aerospace Пьер Бедуан на встрече в кабинете министров РТ заметил, что рад возможности начать с республики внедрение CRJ 900 на российский рынок. 

Тимур Латыпов

Источник: БИЗНЕС Online