Основатель VistaJet Томас Флор: «Российские клиенты все больше ценят гарантированное наличие самолетов в нужное время»

Кризис не пощадил бизнес-авиацию, состоятельные пассажиры стали пересаживаться с частных самолетов в бизнес-класс регулярных перевозчиков. Но уже в 2010 году на рынок частных перевозчиков вернулся рост, на нем появились новые игроки.


Кризис не пощадил бизнес-авиацию, состоятельные пассажиры стали пересаживаться с частных самолетов в бизнес-класс регулярных перевозчиков. Но уже в 2010 году на рынок частных перевозчиков вернулся рост, на нем появились новые игроки. С момента выхода на российский рынок компания VistaJet смогла завоевать его 30%. Многие участники рынка обвинили перевозчика в излишнем демпинге и каботажных перевозках внутри страны. О стратегии своей компании, а также своем видении будущего деловой авиации корреспонденту РБК daily СЕРГЕЮ СТАРИКОВУ рассказал основатель VistaJet ТОМАС ФЛОР.

- Почему Вы пришли к выводу, что надо создать авиакомпанию?

- На протяжении последних 25 лет я много летал на частных реактивных самолетах, но мне так и не удалось найти то, что я искал. Не было единого уровня обслуживания, иногда не было свободных самолетов, и это меня расстраивало. Поэтому в 2001 году я вложил деньги в собственный самолет, но вскоре выяснилось, что он стал чрезвычайно популярным на открытом рынке чартерных рейсов, и я сам с трудом мог им воспользоваться. Поэтому я купил второй реактивный самолет, но история повторилась. После этого я провел тщательную оценку рынка и увидел возможность работать иначе – предложить альтернативу – и так зародилась наша компания. Я настаивал на том, чтобы парк самолетов имел то же оформление, что и мои первые два самолета – серебристые с красной полосой – и чтобы салоны были оформлены в теплом средиземноморском стиле. Мы являемся единственным частным перевозчиком, предлагающим комфортность премиум-класса, которая стала нашим брендом, и стремимся продолжать расширяться и поддерживать ультравысокие стандарты, которые выделяют нас среди наших конкурентов.

- Стартовать в финансовый кризис дело рискованное, как он повлиял на бизнес-авиацию в целом и VistaJet?

- Замедление темпов экономического развития стало серьезным испытанием для всех, и частная авиация не является исключением. По моим оценкам, общий рынок сократился в прошлом году примерно на 15-20%. Несмотря на трудности, в течение этого периода доходы компании VistaJet от полетов значительно возросли, что свидетельствует о сочетании уникальной бизнес-модели и высокого качества обслуживания, обеспечивающего комфортность премиум-класса. Одним из захватывающих аспектов экономического кризиса стала возможность работы на рынке долевого владения и подтверждение правильности нашей деловой стратегии. Люди не хотели брать на себя риск, связанный с владением частью самолета или всем самолетом. Они хотели получить альтернативу и были готовы воспользоваться нашей концепцией покупки полетного времени с гарантированным наличием самолета в нужное время.

- Несмотря на то что американский миллиардер и Ваш коллега Уоррен Баффет осуществляет значительные инвестиции в NetJets, он не скрывает, что не ожидает получения прибыли от этого проекта и считает NetJets одной из своих игрушек. А Вы, напротив, решили сделать из этого бизнес. Он действительно успешен?

- Отличный вопрос, но, к сожалению, Уоррен Баффет не является моим коллегой. Кроме того, я не думаю, что Уоррен Баффет считает NetJets игрушкой, он вкладывает миллиарды в эту компанию и очень серьезно к ней относится. С моей точки зрения, VistaJet является успешным растущим предприятием. Уже в 2010 году мы перевезли более 20 тыс. отдельных клиентов, начиная от ведущих финансистов и предпринимателей и заканчивая руководителями высшего звена горнодобывающих компаний и государственных деятелей – и все они весьма состоятельные люди. Стратегия VistaJet заключается в предоставлении превосходных полетных решений, соответствующих всем потребностям наших клиентов. Наши полетные решения основаны на простоте, прозрачности и гарантированном наличии самолета в нужный момент. Наши клиенты могут стать партнерами всего нашего парка новых самолетов Bombardier благодаря двум полетным решениям: «Программа» или «По требованию». Старая модель долевого владения утратила свою жизнеспособность в сегодняшней экономической ситуации, и клиенты больше не хотят вкладывать свои средства в доли владения самолетом. Компания VistaJet не продает доли владения самолетами. Мы предлагаем очень простой контракт, согласно которому клиенты могут купить летное время по фиксированной, прозрачной цене и сразу же начать летать. Однако эта модель жизнеспособна лишь в том случае, если у Вас есть большой парк одинаковых реактивных самолетов.

- Почему вы выбрали в качестве поставщика Bombardier?

- Проанализировав рынок самолетов деловой авиации, я решил приобрести реактивные самолеты Bombardier, потому что это самые безопасные, технически совершенные и экономные из всех, которые когда-либо производились. Bombardier Global Express является самым крупным и комфортабельным частным реактивным самолетом на данный момент, а Challenger 605 является наиболее эффективным с точки зрения его экономичности. На данный момент парк VistaJet состоит из более чем 30 самолетов, мы являемся самым крупным клиентом компании Bombardier. Все наши реактивные самолеты Bombardier выглядят одинаково, у них одинаковый стиль и оформление как внешнего вида, так и салона, их легко можно узнать по серебристому фюзеляжу с красной полосой. Это важный аспект нашего стратегического предложения. Не важно, на борту какого самолета летят наши клиенты - Global Express или Challenger; они получают одинаковые ощущения от полета и единый уровень обслуживания.

- Сколько самолетов Вы заказали?

- В 2010 году мы получили пять самолетов. Что касается поставок в будущем, то мы приобретаем самолеты, исходя из формулы: один новый реактивный самолет на каждые шесть новых клиентов, которые купили по 100 летных часов.

- Ранее на российском рынке вы использовали стратегию демпинга, что позволило Вам получить около 10-15% рынка. Вы изменили эту стратегию?

- Ваш вопрос имеет два аспекта. С одной стороны, цены подчиняются законам спроса и предложения. Мы регулируем наши цены относительно конкурентов, и наши цены вполне сопоставимы с ценами наших конкурентов. С другой стороны, финансовый кризис стихает, поэтому мы прогнозируем рост цен. Я думаю, что в течение последующих трех лет мы будем наблюдать дальнейший рост цен на активы, подкрепленный активным спросом со стороны китайских и африканских потребителей.

- Как я понимаю, Вы не занимаетесь прямыми продажами в России, поскольку 80% вашего дохода в России составляют продажи через брокерские агентства. Планируете ли вы открыть свой собственный офис в России или будете продолжать оставлять часть прибыли брокерам?

- На самом деле, я не считаю, что брокеры забирают часть нашей прибыли.

- 30-40% полетов вы продаете российским клиентам, планируете ли открыть представительство, имеющее российский сертификат экплуатанта?

- Россия исторически была для нас очень важным рынком, но в настоящий момент мы не рассматриваем возможность открытия российского представительства. В 2009 году российские клиенты составляли около 30-40% нашего бизнеса, но сегодня эта цифра ближе к 25% из-за роста бизнеса на Ближнем Востоке и в Африке. Мы собираемся и в дальнейшем активно работать на российском рынке и продолжать предоставлять альтернативные решения и столь полюбившийся нашим российским клиентам уровень повышенного комфорта в сочетании с гибким расписанием, на которое они рассчитывают, по доступным и в то же время понятным ценам.

- Ваши самолеты летают по территории России. Каковы необходимые для таких полетов правовые процедуры?

- Мы всегда соблюдаем как международные, так и местные требования к движению воздушного транспорта. Например, маршрут рейса Лондон-Москва-Пулково-Лондон может быть реализован только в том случае, если количество пассажиров на борту не меняется. Другие страны, такие как Швейцария, имеют подобные требования, и они полностью соответствуют как международным, так и внутренним требованиям к движению воздушного транспорта.

- Что вы думаете о перспективах российского рынка бизнес-авиации? Существуют ли трудности при работе с российскими клиентами?

- Многие на российском рынке ищут альтернативные решения, которые были бы одновременно и комфортными, и гибкими. Наши российские клиенты все больше ценят гарантированное наличие самолетов в нужное время. Мы знаем, что как только наши российские клиенты находят продукт, который им нравится, они остаются верны этому бренду.

- Сложно ли летать в России?

- С моей точки зрения, полеты в России не сложные, однако, разумеется, нормативные требования в России отличаются от требований в других частях мира. Эти требования отличаются от норм, действующих во Франции или Англии. Но в сравнении с Индией или Китаем требования к перелетам в России намного более совершенны. С другой стороны, легче совершить перелет из Лондона в Москву, чем в Нью-Йорк, поскольку российские правила, регулирующие воздушное движение, не требуют от операторов запрашивать разрешение на посадку за 5 дней, как в США. Как я уже говорил, Россия является одним из наших крупнейших рынков, и мы собираемся удерживать нашу позицию лучшего поставщика высококачественных услуг частной авиации повышенной комфортности в регионе.

Источник: РБК daily