Крымское небо отдадут под авиатакси

По задумке правительства Крыма, за 5 лет в автономии вполне реально возродить так называемую малую авиацию и соединить города Крыма регулярными авиарейсами.

Какие только планы за два последних десятилетия не обещали реализовать в Крыму республиканские власти. Очередной такой проект созрел в правительстве Джарты, которое собирается освоить воздушное пространство над полуостровом, наполнив его регулярными рейсами авиатакси и бизнес-полетами, авиарекламой и даже авиапропагандой.

Все выше, выше и выше…

Бесспорно, на полуострове становится тесно: вот уже в городах не проедешь от обилия автомашин да и междугородные трассы добрую половину года отнюдь не пустуют. Расширять транспортные артерии достаточно проблематично, а главное — дорого, поэтому республиканские чиновники решили взяться за освоение морского и воздушного пространства, презентовав сразу две концепции: развития яхтенного туризма (о чем «1К» уже рассказывала) и региональных авиаперевозок до 2015 года.
По задумке правительства, за 5 лет в автономии вполне реально возродить так называемую малую авиацию и соединить города Крыма регулярными авиарейсами. «Я хотел бы сразу оговориться — в законодательстве нет понятия «малая авиация», но в народе, в том числе авиаторы, называют ее так для понимания», — уточнил представлявший программу в Верховной Раде Крыма председатель Рескомитета по транспорту и связи Николай Черевков.
А ведь то, чего нет ни в законодательстве Украины, ни в реальности, успешно существовало в СССР. «В 70 — 80-х годах, и мы это помним, в Крыму была развитая сеть внутренних пассажирских авиаперевозок», — вспоминает он. И кстати, до сих пор малая и частная авиация очень популярны на Западе. «В ряде стран объем перевозок малой авиации превышает объем регулярной коммерческой, — продолжает Черевков. — Например, в Великобритании на сегодняшний день эксплуатируются 11,5 тыс. частных легкомоторных воздушных судов и зарегистрированы 147 тыс. частных пилотов, в Польше 47 тыс. частных самолетов и 65 тыс. частных пилотов. А в США зарегистрированы около 200 тыс. частных летательных аппаратов, 18 тыс. частных аэродромов и взлетно-посадочных площадок. Более того, существует целая программа аэромобилизации населения маленьких городов и поселков».

На место военных

Стоя в автомобильной пробке, невольно позавидуешь западным толстосумам, использующим частные самолеты вместо наземного транспорта. Не говоря уже о летних многокилометровых заторах на крымских дорогах, по которым должен проехать кортеж с каким-нибудь высокопоставленным киевским дядькой. Возможно, ситуацию решили исправить и поэтому. И учитывая специфику региона, развивать малую авиацию сразу в нескольких направлениях: внутрикрымские регулярные пассажирские авиаперевозки; патрулирование автомобильных дорог, газопроводов, лесных массивов; поисково-спасательная служба, санитарная и сельскохозяйственная авиация; авиатакси; авиационный спорт; деловая авиация; школа пилотов; воздухоплавание. И все это не только с целью разгрузить автотрассы. «С помощью баннеров, рекламных плакатов, громкоговорителей, установленных на борту самолетов, дирижаблей, можно организовать яркую запоминающуюся рекламу, в короткие сроки охватив большую территорию», — говорится в концепции.
В принципе, ничего невозможного в этом нет: клиентов наверняка будет достаточно, особенно для деловой авиации, на долю которой сейчас приходится лишь 3,5% от общего рынка услуг авиаперевозок. Техническая база во многих частях полуострова сохранилась, по крайней мере, в пригодном для эксплуатации состоянии доставшиеся в наследство от СССР бывшие военные аэродромы. Современной Украине они оказались не нужны, потому что взлетать с них нечему, множество воинских частей расформированы, техническое оснащение, естественно, растаскано, но сами взлетно-посадочные полосы сохранились. Кстати, часть этих аэродромов переданы в коммунальную собственность, так что если малая авиация начнет работать, она будет приносить дополнительные поступления в местные бюджеты. Кроме этого, в Симферополе, Севастополе, Евпатории, Саках, Керчи, Джанкое, Ялте работают предприятия по техническому обслуживанию и ремонту авиатехники. Кстати, в Украине сертифицированы, то есть имеют право эксплуатироваться, 25 типов воздушных судов для региональных авиаперевозок разработки Украины, России, Франции, Великобритании и США, так что дополнительной волокиты с сертификацией не предвидится.
Да и погодные условия не будут мешать полетам малых воздушных судов над Крымом практически круглый год. Большая часть полуострова представляет собой равнинную зону, что облегчает создание и развитие инфраструктуры малой авиации.

«Прилетит к нам волшебник в голубом вертолете»

Проблема может заключаться только в финансировании этой идеи. Как предполагает Совмин, оказанием всех авиационных услуг будет заниматься крымское республиканское авиапредприятие, которое планируется создать, потому что сегодня на местном рынке работают компании, зарегистрированные за пределами автономии, куда и платят налоги и сборы. Но местному предприятию потребуются немалые деньги, во-первых, чтобы привести в надлежащий вид аэродромы и создать инфраструктуру, во-вторых, чтобы закупить летательные аппараты. А где взять миллионы в нищей стране? По традиции будем ждать инвестора. Возможно, он и найдется, если поверит, что с Украиной и Крымом уже можно иметь дело. Хотя верится в это с трудом. Иностранцы продолжают опасаться украинской бюрократии и коррупции, а отечественный бизнес боится огромных вложений и долгих сроков окупаемости.
«Предварительные экономические расчеты прибыльности авиаперевозок в автономии показывают, что при выполнении полетов только по двум маршрутам (Симферополь — Керчь, Симферополь — Джанкой), учитывая сезонность перевозок (5 месяцев в году — стопроцентная загрузка и 7 месяцев — 66%), можно получить годовой доход более 3,8 млн. грн. С учетом операционных расходов и рентабельности 15% прибыль составит более 550 тыс. грн. в год», — сообщил Черевков.
К слову, если республиканские чиновники считают, что открыли Америку, увидев потенциально привлекательный бизнес в сфере малой авиации, то глубоко заблуждаются. В регионах, которые в свое время забрали у Минобороны не востребованные им бывшие военные аэродромы, уже давно пытаются вернуть на них самолеты, на этот раз гражданские и частные. Не получается. Хотя даже заинтересованные инвесторы приходили, но так и уходили несолоно хлебавши, потому что только волшебник может в нашей стране преодолеть бюрократию и уплатить взяток больше, чем стоимость самого инвестпроекта. Если у нынешней власти получится, значит, ее можно будет назвать волшебницей. Ждать осталось недолго, ведь запустить в Крыму малую авиацию республиканские чиновники планируют уже к 2015 году.

Источник: 1k.com.ua