Так было надо

Шоковая терапия нового руководителя привела NetJets в чувство

Aмериканская NetJets — пионер концепции долевого владения самолетами — заслуженно считается мировым лидером среди эксплуатантов деловой авиации. Но на счету фирмы есть и более сомнительное достижение. Из приблизительно 40 вложений, сделанных за минувшие 20 лет миллиардером Уорреном Баффетом, только два можно назвать неудачными — в фабрику по пошиву обуви и в NetJets. Хотя у компании из Огайо и бывали прибыльные годы, корпорация Баффета Berkshire Hathaway до сих пор не вернула себе ни цента из 725 млн долл., потраченных в 1998 г. на приобретение NetJets.

Несмотря на статус рыночного лидера (по подсчетам самой NetJets, ее доля на рынке составляет 72%), компания оказалась глубоко в долгах. Эксперты видят причину в стратегии развития прошлых лет, нацеленной преимущественно на рост. По словам Ричарда Абулафии, аналитика Teal Group, при основателе NetJets Ричарде Сантулли негласным лозунгом компании было "сначала развитие, а доходы потом". "Они думали, что, если будут продолжать расширение, то прибыльность в какой-то момент придет сама собой. Не получилось", — комментирует Абулафия.

NetJets все же удалось выкарабкаться за счет жесточайших мер экономии. Взамен ушедших акционеров появились новые, и компания снова размещает заказы на бизнес-джеты.

Спасителем NetJets стал Дэвид Сокол, председатель правления компании MidAmerican Energy Holdings — еще одной структуры, подконтрольной Баффету. Сокол вспоминает, как летом 2009 г. после ухода Сантулли Баффет обратился к нему: "Дэвид, не разберешься ли с проблемкой в NetJets?"

Этой "проблемкой" оказались огромные долги, накопившиеся с начала мирового экономического кризиса осенью 2008 г. Приток новых клиентов иссяк, а прежние стали отпадать — не в последнюю очередь потому, что деловая авиация стала восприниматься в обществе негативно, как символ непозволительной роскоши. 2009 г. NetJets закончила с убытком в 711 млн долл., что заставило Баффета даже извиниться перед акционерами.

Сокол заморозил амбициозные планы роста NetJets, существенно урезал текущие расходы и выплатил часть 1,9-миллиардного долга компании. Он отменил имевшиеся заказы на десятки новых бизнес-джетов Cessna, Hawker Beechcraft, Dassault и Gulfstream. Из парка в 856 самолетов он продал 47 в прошлом году, а в этом намеревается избавиться еще примерно от 40. Он закрыл несколько региональных офисов в США и впервые в истории компании пошел на масштабные сокращения персонала, отправив в неоплачиваемые отпуска 495 пилотов.

В конце прошлого года NetJets возобновила закупки реактивных самолетов. Правда, вместо того чтобы восстановить контакты с Cessna или Hawker Beechcraft, компания разместила заказ на 125 экземпляров сверхлегкого Phenom 300 у бразильской Embraer. Поставки должны начаться в 2012 г.

Объясняя выбор поставщика, Сокол явно глумится над прежним менеджментом — мол, многие из заказов, которые ему ранее пришлось отменить, были на "устаревшие" типы: "Если 30 лет подряд продаешь один и тот же продукт, просто переклеивая ценники, а покупатели все равно приходят, трудно отказаться от легких денег и начать производить что-то революционное".

Успешно сыграв роль кризис-менеджера, Сокол готовит себе замену. Исполнительным директором Net­Jets вскоре может стать его ставленник Джордан Хансел. Сам же Сокол планирует оставить за собой пост председателя правления.

Сокол верит, что обновленная компания крепко стоит на ногах. Правда, до полного выздоровления далеко: по прогнозам, в ближайшие несколько лет коэффициент прибыльности NetJets не будет превышать 4–5%.

Джозеф С. Ансельмо и Уильям Гарви, AVIATION WEEK

Источник: АТО

P.S. Руководитель нескольких компаний в империи Уоррена Баффета Berkshire Hathaway Дэвид Сокол в понедельник 28 марта 2011 г. подал в отставку.