Небесные ласточки бизнес-авиации

Идеальный бортпроводник бизнес-авиации – это космополит в самом высшем значении этого слова, человек высокообразованный и разносторонне развитый, с хорошим физическим здоровьем, ментально гибкий, умеющий найти общий язык с любым человеком.

О проблемах, качестве подготовки летного персонала для бизнес авиации в России и не только в эксклюзивном интервью BizavWeek рассказывает Генеральный директор компании Jet Service Ирина Юшина.

Компания Jet Service безусловный лидер в своем сегменте. Расскажите, пожалуйста, об истории компании и основных направлениях деятельности сегодня.

Jet Service начала свое существование в 2006 году как Агентство по подбору бортпроводников (cabin attendant, air hostess) для бизнес-авиации. В то время уже ощущался явный голод в сфере подбора стюардесс на частные самолеты и для авиакомпаний бизнес авиации, да и иностранным авиакомпаниям все чаще и чаще требовались русскоязычные кадры, так как число русских клиентов-пассажиров неуклонно росло. Проработав год, как Агентство, мы поняли одну неизбежную истину – кандидаты-стюардессы, которых мы подбирали из числа бортпроводников гражданской авиации, категорически не подходили для работы на бизнес-джетах по ряду причин, и нам регулярно возвращали их обратно с пометкой ПРОФНЕПРИГОДНЫ. Девушки из гражданской авиации, к сожалению, недостаточно владели знанием английского языка, абсолютно не владели искусством высокого сервиса, не говоря уже о навыках общения с VIP-пассажирами и т.д. и т.п. То есть на обучение и подготовку каждой кандидатки авиакомпания должна была тратить силы и время, что никак не входило в их планы. Проанализировав ситуацию, мы поняли, что необходимо создавать Независимую тренинговую Школу подготовки стюардесс для бизнес-авиации для того, чтобы наши кандидаты-стюардессы смогли полноценно конкурировать со своими иностранными коллегами на европейском рынке, а также соответствовали требованиям частных владельцев вообще. Мой 15-летний опыт работы в качестве стюардессы бизнес-авиации помог нам собрать и систематизировать необходимый материал, также было несложно из числа моих коллег найти специалистов и инструкторов, которые могли бы грамотно и профессионально готовить будущих стюардесс для VIP-сегмента. Мы создали уникальную Программу подготовки стюардесс для бизнес-авиации, опираясь на собственный опыт работы в Европейских и Российских авиакомпаниях, и не имеющую аналогов в России.

Основными направлениями деятельности Jet Service сегодня являются:

  • Тренинговая школа подготовки стюардесс и стюардов для бизнес-авиации.
  • Агентство по подбору обслуживающего персонала (cabin attendant, air hostess) для бизнес-авиации.
  • Freelance-агентство.

На сегодняшний день Jet Service действительно является лидером в своей области. Доказательством чего является огромное число наших выпускниц, летающих в самых крупных Европейских авиакомпаниях бизнес-авиации, а также постоянно растущее количество запросов на подбор персонала, поступающих в Агентство Jet Service.

О качестве подготовки летного персонала в России и особенно о ее проблемах сейчас не говорит только ленивый. В чем, по вашему мнению, заключается основная проблема, и с помощью каких механизмов Вы подготавливаете столь востребованный российскими и зарубежными операторами персонал?

Проблема подготовки действительно существует, и решить ее можно только на государственном уровне. У нас вообще считается, что подготовка бортпроводников для бизнес-авиации должна быть такая же, как и для линейной авиации, но лишь с небольшими дополнениями. Существующая система подготовки настолько не гибкая, и порой кажется, что все просто застыло на уровне 90-х годов, когда я сама проходила подготовку в качестве бортпроводника гражданской авиации. У нас, как обычно, пытаются кардинально новое поставить, как говорится, на старые рельсы. Существует гигантская разница и к требованиям и к самому содержанию подготовки бортпроводников для бизнес -авиации. Я не говорю о качестве подготовки – федеральные авиакомпании действительно основательно и очень качественно готовят своих бортпроводников – я говорю о самом содержании подготовки!

Для бизнес-авиации важна серьезная сервисная и коммуникативная часть подготовки. И не только в теории, программа состоит на 90% из практических занятий по VIP-обслуживанию. О безопасности я не говорю – это само собой разумеющаяся основа. Но видимая пассажиру часть и отличительная черта самого VIP-полета – высочайший сервис обслуживания и комфорта полета – это является основой программы подготовки бортпроводников бизнес-авиации и отличительной черта самой бизнес-авиации от линейной.

С какими основными проблемами при подготовке персонала сталкивается компания Jet Service?

Программа подготовки в Школе Jet Service состоит из теоретической и практической части. Основные предметы – “Технология VIP-обслуживания пассажиров в бизнес авиации” и “Организация питания на борту самолета в бизнес авиации” – одобренные Росавиацией программы. Практика проходит в лучших ресторанах Москвы. Мы сотрудничаем с самыми прогрессивными и самыми лучшими кейтеринговыми компаниями Москвы (Dellos catering, Sky Point), где наши будущие стюардессы проходят тренинг по заказу питания, а также получают знания по мировой гастрономии, высокой кухне, искусству сервировки блюд. Одним из самых интересных предметов является курс Сомелье, а также новая модная тенденция – курс чайного Сомелье.

Вторая важная часть подготовки – серия психологических тренингов, нацеленная на отработку навыков эффективного общения с VIP-пассажирами, умение взаимодействовать с экипажем и наземными службами. Далее идут тренинги по этикету и протоколу, культуре речи в сервисном обслуживании. Программа нашей Школы довольна обширная, она включает в себя 12 предметов.

К сожалению, пройти стажировку на самолете бизнес-авиации, то есть организовать стажерский полет для выпускниц Школы, практически невозможно, а точнее - невозможно вообще. Проблемой это нельзя назвать, так как это просто специфика этой области. Практику они получают, уже трудоустроившись, выполняя пробные полеты уже с владельцем самолета или же с инструктором в коммерческой бизнес-авиации.

В чем, по Вашему, главное отличие в подготовке персонала линейной и нелинейной авиации (бизнес-авиации)?

Как я уже сказала выше, разница колоссальная. На этот вопрос я ответила в предыдущем вопросе.

Это то, чем отличается подготовка стюардесс и стюардов бизнес-авиации от бортпроводников гражданской авиации. Подготовка по части безопасности всегда проходит только в авиакомпании и на конкретный тип самолета, точно так же, как и в гражданской авиации.

Ваши кадры больше востребованы отечественными перевозчиками или зарубежными?

Наши кадры востребованы сейчас больше иностранными авиакомпаниями. Им, как Вы понимаете, сложно самим заниматься поиском русскоговорящих стюардесс, а также их подготовкой. За 6 лет своего существования мы уже доказали европейским авиакомпаниям, что подготовка в Jet Service ничем не уступает подготовке в самих компаниях. Как следствие, мы получили постоянных заказчиков в лице самых крупных авиакомпаний бизнес-авиации старого света, а сейчас и стран Арабского региона. Также постоянно растет число обращения к нам и Российских операторов, особенно из российских регионов.

Откуда к вам приходят «курсанты»? Опишите, пожалуйста, идеального бортпроводника для бизнес авиации. В процентном соотношении больше девушек или юношей обращаются в Вашу компанию?

В нашу Школу мы принимаем только девушек и юношей с высшим образованием, с владением английским языком не ниже уровня intermediate. Эти обязательные условия являются основными препятствиями для бортпроводников гражданской авиации - высшее образование есть лишь у 10% бортпроводников, знание иностранного языка на школьном базовом уровне, что вполне достаточно для гражданской авиации и совсем недостаточно для бизнес-авиации. То есть, как Вы видите, не все изначально могут прийти в бизнес-авиацию, нужен основательный базис, на который потом накладывается сама подготовка.

Приходят к нам девушки и юноши из языковых вузов, из сферы сервисного VIP-обслуживания - из лучших отелей Москвы, таких как RIZ Carlton, Mariott, Hyatt, из туристического бизнеса и, конечно, из гражданской авиации.

Идеальный бортпроводник бизнес-авиации – это космополит в самом высшем значении этого слова, человек высокообразованный и разносторонне развитый, с хорошим физическим здоровьем, ментально гибкий, умеющий найти общий язык с любым человеком. Это человек мотивированный на обеспечение максимального комфорта для своего пассажира. Профессиональная подготовка для такого человека никогда не стоит на месте, он развивается и постоянно совершенствуется в своем мастерстве, он любит свою работу, которая становится стилем его жизни. Я думаю, что многие (или почти все) бортпроводники бизнес авиации согласятся с этим моим определением.

Кстати, в последнее время все чаще и чаще к нам поступают запросы на подбор именно бортпроводников мужского пола на частные самолеты и в авиакомпании бизнес-авиации. Для России это качественно новый прорыв. В Европейской бизнес авиации уже давно установили практическим путем, что бортпроводники-мужчины более основательно подходят к обслуживанию, менее эмоциональны, да и с экипажем срабатываются легче, дольше работают на одном месте, что является ценным для хозяина и авиакомпании. В Европе именно бортпроводники-мужчины занимают все руководящие и контролирующие позиции в сервисных службах бортпроводников практически во всех крупных авиакомпаниях бизнес авиации (VistaJet, Comlux, Global Jet Concept, Nomad Aviation…). Эта тенденция с задержкой в 5 лет доходит, наконец, и до России. Поэтому кандидатов мужского пола принимаем и обучаем, и поскольку спрос на них растет, они практически все очень быстро находят работу в этой элитарной высоко конкурентной области.

Как можно в целом оценить рынок подготовки бортпроводников в России. Есть ли в этом сегменте конкуренция?

Рынок подготовки бортпроводников в России далек от совершенства. Если и возникают какие-то попытки составить конкуренцию, то это все, как у нас в России принято, - “лучше сделать не хотим, мы лучше конкурентам навредим… “ Люди не хотят лучше работать, а любое настоящее дело – это колоссальный труд, тем более в области, которая является принципиально новой для авиации. Здесь нельзя опираться на то, что уже существует и давно устарело, здесь нужно строить новое! Чем и занимаются специалисты в Jet Service! И это только начало…