К чему фарс вокруг закупки вертолетов?

Как стало известно, МО РФ планирует закупить на 6,606 млрд. бюджетных рублей 45 легких многоцелевых вертолетов (15 однодвигательных и 30 двухдвигательных). Однако складывается ощущение, что нас «водят за нос». Почему?

Как стало известно, МО РФ планирует закупить на 6,606 млрд. бюджетных рублей 45 легких многоцелевых вертолетов (15 однодвигательных и 30 двухдвигательных). Приобретение новых вертолетных технологий – это всегда замечательно. Впервые за всю историю нашей армейской авиации организован аукцион на закупку вертолетов! Однако складывается ощущение, что нас «водят за нос». Почему?

Во-первых, вопрос давно решен. Сроки реализации контракта: 11 марта – подача заявок на участие, 19 марта – принятие решения, а 25 ноября 2012 г. - поставка вертолетов, не просто сжатые, а очень сжатые. Зачем? Кто из ведущих производителей, загруженных на пару лет вперед, сумеет в такие сроки построить 45 вертолетов! По неофициальной информации, вертолетостроитель уже приступил к реализации данного контакта. Значит, переговоры прошли в прошлом году.

Во-вторых, полное отсутствие соперничества. Летно-технические характеристики выбраны так, что определить победителя в обеих категориях не представляет никакой сложности без проведения тендера (это AS350/AS355). Характеристики списаны с этих вертушек, поэтому другие вертолеты могут даже не беспокоиться. Чего стоит правое вращение несущего винта?!

В-третьих, совокупность требований демонстрирует низкий уровень самого заказчика. Нет ни анализа, ни обоснования, и даже ответа на вопрос, зачем покупаем вертолеты? «Неужели, чтобы в 21 веке почту возить»! В технических требованиях подробно прописаны только ЛТХ, комплектность и ресурсы, что касается трудоемкости, расходов на эксплуатацию – здесь полный ноль. «А ведь не сковородки собираемся покупать». Покупаем вертолетные технологии, на базе которых планируем (если планируем) строить ключевой элемент системы армейской авиации, включающий кроме вертолетов, обучение, ТО и Р, сервисное обслуживание, поставку запасных частей и т.д. И все это на 20 вперед!

В-четвертых, ни слова о производстве вертолетов и услуг. При таком крупном заказе нужно настаивать на производстве внутри страны. По существу, на бюджетные деньги мы финансируем рабочие места в Европе.

В-пятых, в нашем вертолетном хозяйстве, где «лебедь, рак и щука», каждое ведомство «тянет одеяло на себя», приобретение вертолетов, как разовая акция. Здесь действует принцип «купил-забыл». Кто сегодня вспомнит, что стало с вертолетами ВО105, закупленными МЧС в середине 1990-х (сколько налетали, сколько спасли, сколько израсходовали средств или что с ними дальше делать).

Этот перечень можно продолжить, но уже ясно, такой аукцион – очередное подтверждение, что у нас нет вразумительной вертолетной политики ни гражданской, ни государственной авиации. Нет и личностей, которые могли (и должны) формулировать основные принципы, отрабатывать решения и публично их отстаивать.

Евгений Матвеев

Источник: Вертолетные заметки