Девятая Латиноамериканская выставка - конференция деловой авиации LABACE 2012 (Latin American Business Aviation Conference & Exhibition) явилась свидетельством бурного роста бразильской авиации общего назначения.
С 15 по 17 августа 2012 года, в международном аэропорту Конгоньяс города Сан-Паулу, являющемся крупнейшим деловым центром Бразилии, прошла девятая Латиноамериканская выставка- конференция деловой авиации LABACE 2012 (Latin American Business Aviation Conference & Exhibition). Организатор выставки – Бразильская ассоциация авиации общего назначения ABAG. Выставка стала рекордной по числу участников, экспонатов и посетителей. Свою продукцию и услуги демонстрировали около 190 компаний, а на статической стоянке было выставлено 70 самолетов и вертолетов. На выставке побывали свыше 16700 посетителей. В 2011 году, который также был рекордным, LABACE посетили свыше 15400 гостей, вниманию которых было предложено 60 летательных аппаратов.
Это свидетельство бурного роста бразильской авиации общего назначения. Президент ABAG Эдуардо Марсон (Eduardo Marson) отметил: «Национальный флот самолетов общего назначения в 2010-2011 годах вырос на 6,4% и достиг более 13000 единиц, включая свыше 700 бизнес-джетов, численность которых увеличилась на 15%». Есть все основания полагать, что эта тенденция сохранится в предстоящие годы в связи с проведением в Бразилии Чемпионата Мира по футболу в 2014 году и летних Олимпийских Игр в 2016 году.
Неудивительно, что ведущие мировые производители административно-деловых самолетов приняли активное участие в LABACE 2012, показали образцы выпускаемой продукции и проинформировали о своих перспективных моделях.
Компания Gulfstream Aerospace привезла три самолета - дальнемагистральный G550, G450 категории large и G150 средней размерности. «С 2006 года парк самолетов Gulfstream в Латинской Америке практически утроился», - сказал президент компании Лэрри Флинн (Larry Flynn). В основном это крупные обладающие высокой дальностью полета джеты, на которых удобно и комфортно летать [из Латинской Америки] в Европу или Азию. В настоящее время завершается сертификация самого нового и крупного самолета G650, способного выполнять полеты на расстояние почти 13000 км. «Этот самолет создает новый класс [бизнес-перевозок], и предоставляет непревзойденные возможности эксплуатации, включая самую высокую крейсерскую скорость 0,925 М», - добавил г-н Флинн. Поставки G650 должны начаться в конце этого года.
Bombardier Aerospace продемонстрировала четыре самолета: Challenger 300, Learjet 45 XR и Learjet 60 XR категорий super-midsize, super light и midsize, соответственно, а также дальнемагистральный Global 6000 (эта модель впервые показана на LABACE). Кабина экипажа Global 6000 оборудована инновационной системой индикации, сигнализации и органов управления Vision Flight Deck. Сейчас с такими кабинами поставляются только самолеты семейства Global. В дальнейшем Vision Flight Deck планируется распространить на весь модельный ряд бизнес-джетов Bombardier. По прогнозу компании потребность Латинской Америки в административно-деловых реактивных самолетах в период с 2012 по 2031 годы составляет 2285 единиц, в том числе 985 в 2012-2021 годах и 1300 в последующее десятилетие.
Самолеты Falcon 2000LX средней размерности и дальнемагистральный Falcon 7X показала французская компания Dassault, отметив, что ее первый бизнес-джет был продан в Бразилию в 1978 году. «Сейчас на самолеты Falcon приходится 66% численности больших бизнес-джетов, эксплуатируемых в этой стране», заявил президент Dassault Falcon Джон Росанваллон (John Rosanvallon), добавив, что планируется поставить еще шесть самолетов в Бразилию до конца этого года.
Бразильская компания Embraer впервые представила на LABACE флагман своего модельного ряда административно-деловых самолетов Lineage 1000, являющийся корпоративным вариантом популярного регионального пассажирского самолета Embraer E190. Хотя сейчас в Латинской Америке есть только один Lineage 1000, у частного заказчика из Мексики, производитель рассчитывает на значительное продвижение самолетов этого типа в регионе, подчеркивая, что по критерию «стоимость-эффективность-комфорт» Lineage (каталожная цена $50,5 млн.) может успешно соперничать с более дорогими и роскошными Gulfstream G650 ($64,5 млн.) и Boeing Business Jet ($70 млн.). С этой целью Embraer планирует провести демонстрационный тур Lineage 1000 по странам Латинской Америки. Компания также показала ультралегкий Phenom 100, легкий Phenom 300 и Legacy 650 категории large с улучшенными интерьерами, выразив уверенность в том, что эти модели также будут пользоваться хорошим спросом на латиноамериканском рынке.
Крупнейшим самолетом на демонстрационной площадке LABACE 2012 стал Airbus ACJ318, принадлежащий швейцарскому оператору Globaljet. Просторный салон самолета предусматривает комфортное размещение 19 пассажиров и может быть оперативно разделен на несколько секций, таких как зал для совещаний, офис руководителя и апартаменты для отдыха. ACJ318 способен выполнять полеты на расстояние 7770 км с крейсерской скоростью 0,78 М. Самолеты семейства ACJ летают на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду.
Hawker Beechcraft (HBC) совместно со своим региональным дистрибьютером Lider Aviação показала на выставке шесть своих наиболее популярных самолетов. Это суперсредний Hawker 4000, средней размерности Hawker 900XP, три модели King Air (350ER, 250 и C90GTx) и Beech Baron G58. Производитель отмечает, что парк турбовинтовых и реактивных деловых самолетов Бразилии насчитывает свыше 1200 единиц, из которых на продукцию HBC приходится почти 40%. Исследование, проведенное Hawker Beechcraft совместно с английской компанией Corporate Jet Investor, прогнозирует устойчивый рост потребности финансирования бизнес авиации в Бразилии. 46,9% опрошенных экспертов считают, что спрос на финансирование значительно увеличится в период до 2017 года включительно. Более высокий рост такого спроса ожидается только в Китае. «В Латинской Америке и, особенно, в Бразилии мы видим наиболее высокий потенциал роста наших продаж», - подчеркнул президент HBC по Северной и Южной Америке Ричард Эмри (Richard Emry).
Хотя Cessna Aircraft официально не участвовала в LABACE 2012, семь самолетов ее производства были выставлены на статической стоянке: Citation Mustang, Citation CJ4, Citation Sovereign, Citation XLS+, Grand Caravan, Stationair 206 и Corvalis. Эти самолеты представлял TAM Aviacao Executiva, бразильский партнер американского производителя. На выставку все же прилетел вице-президент Cessna Aircraft по продажам в Южной Америке Боб Гиббс (Bob Gibbs). 17 августа он объявил об увеличении дальности полета находящейся на этапе разработки модели Citation Latitude до 4630 км (2,500 мор. миль). Это позволит самолету уверенно позиционироваться в категории midsize. При этом, пока не сообщено об изменении максимального взлетного веса Citation Latitude.
Некоторого рода сенсацией стало участие в выставке американской компании Nextant Aerospace, которая продемонстрировала самолет Nextant 400XT. В этой модели используется планер выпущенных самолетов Beechjet 400A и 400XP, на который установлены новые экономичные турбовентиляторные двигатели FJ44-3AP фирмы Williams. Nextant 400XT оснащен комплексом авионики Pro Line 21 фирмы Rockwell Collins и электронными системами нового поколения с функцией высокоскоростного беспроводного доступа в интернет. Самолет на 30% экономичнее Beechjet 400A/XP, при этом его цена примерно вдвое ниже, чем у аналогов, построенных по оригинальным проектам. По заявлению разработчиков, Nextant 400XT является «первым в мире бизнес-джетом, восстановленным на основании сертификата Управления гражданской авиации США». Буквально на днях Nextant Aerospace подписала контракт с сингапурским оператором Asia Pacific Jets на поставку десяти самолетов Nextant 400XT общей стоимостью $45 млн. Первые два самолета, выполненные в медицинском варианте, планируется поставить заказчику уже в этом году.
Прошедшая выставка-конференция LABACE 2012 подтвердила, что Латинская Америка продолжает оставаться регионом, в котором авиация общего назначения и, особенно, сегмент бизнес-авиации динамично развиваются. Несмотря на отсутствие заявлений о крупных контрактах, ведущие мировые производители административно-деловых самолетов связывают с Латинской Америкой большие надежды. Десятая LABACE пройдет в Сан-Паулу с 14 по 16 августа будущего года.
Александр Бочаров, BizavNews