Jet Expo 2012 - три дня деловой роскоши

Идет реальная борьба за российский рынок, которая в ближайшее время будет не шуточной. И предварительные данные этого года говорят о серьезном росте, который привлечет крупных игроков

27 сентября 2012 года в аэропорту Внуково-3 открылась седьмая российская выставка деловой авиации Jet Expo 2012. Это уже стала вторая выставка, прошедшая полностью на территории Внуково-3. Открывали мероприятие президент ОНАДА Валерий Очиров, управляющий директор Jet Expo Никита Горчаков, генеральный директор ОАО «Аэропорт Внуково» Василий Александров, известный предприниматель Олег Тиньков, лицо NetJets в России. А к разрезанию символической ленточки, которое произошло в 12.45, был привлечен и руководитель прошлой выставки Александр Евдокимов. Ведь нынешняя выставка организована совместно Jet Group и LuxMediaGroup. Однако, деловая программа шоу началась намного раньше.

До официального открытия выставки «Авиатранс-портное обозрение» совместно с ОНАДА провели круглый стол «Масс-медиа и бизнес-авиация». Тема эта оказалась сложная и, в первую очередь, по мнению участников мероприятия, из-за специфики самого рынка деловой авиации, который достаточно закрыт и не любит излишней «шумихи». Вследствие этого, а также из-за некоторого налета элитарности, во «внешнем» обществе сложился довольно противоречивый взгляд на бизнес-авиацию. И, по мнению участников круглого стола, в этом заслуга как традиционных СМИ (в первую очередь неспециализированных), так и самих компаний бизнес-авиации, многие из которых не имеют специальных отделов по связям с общественностью. Это в первую очередь касается российских компаний, так как западные компании уже давно стараются выстраивать правильную PR-политику во внешней среде. Еще журналисты обратили внимание участников рынка на то, что в современном информационном мире правильная работа со СМИ будет только на пользу, так как распространение информации (как позитивной, так и негативной) в эпоху интернета практически мгновенно. Еще один тезис с этого круглого стола (немного спорный): «если компания на рынке деловой авиации не взаимодействует со СМИ, то это может говорить о таких скрытых внутренних недостатках, как низкое качество обслуживания, несоответствующий уровень подготовки персонала. Также это негативно сказывается на эффективности работы самой компании».

А вот мнения представителей СМИ и участников рынка по поводу достаточности на российском медиа-рынке деловой авиации количества изданий разделились. В то время как журналисты говорят о том, что сейчас в России СМИ, пишущих о бизнес-авиации, достаточно, представители самой отрасли хотят видеть еще больше информационной продукции. И дают свои рекомендации по тематической направленности: не хватает изданий, нацеленных на сегмент малой и среднеразмерной частной авиации (сейчас российские СМИ с большим удовольствием пишут о люксовых самолетах) и академического издания с углубленным вниманием к экономическим и правовым аспектам работы в бизнес-авиации.

Также ОНАДА провела, так называемое, «выездное» заседание, на котором руководство ассоциации рассказало о нынешней деятельности организации. Было отмечено, что роль общественных организаций при принятии тех или иных правовых или законодательных решений становится все значительней. Так, вице-президент ОНАДА Евгений Бахтин отметил, что, например, последние инициативы авиационных властей по либерализации авиационного и таможенного законодательства были сделаны с подачи и при непосредственном участии ОНАДА. А в ближайшей перспективе ассоциация планирует заняться вопросом отмены таможенных пошлин на воздушные суда массой до 2 тонн и продолжить работу по снятию бюрократических барьеров при организации полетов в России. Еще одним достижением последнего времени в ОНАДА считаю рост количества членов в 4 раза: за последние три года с 20 членов до 80. По словам Александра Кулешова, Председателя Правления ОНАДА, в последнее время наблюдается интерес к участию в работе и членству в ассоциации компаний, деятельность которых косвенным образом касается отрасли деловой авиации – например, страховых компаний.

Также в первый день выставки российская ассоциация провела круглый стол «Сервисные услуги в бизнес-авиации». Ведь в деловой авиации на переднем плане всегда находится пассажир, и успешность работы оператора зависит от положительной реакции клиентов на весь комплекс услуг, от работы стюардесс, до качества поданной еды на борту самолета и чистоты пассажирского салона. На эту тему рассуждали представители компаний, работающих как раз в этой сфере: Джет Сервис, ULEY Airline Caterer (бывший Fly Fusion), Sky Point и Sky Clean.

Несмотря на то, что основой бизнес-авиации, ее цементом можно считать операторов, наибольшую активность проявляли производители деловых самолетов и вертолетов. Почти все они представили наиболее популярные модели на российском рынке. Отсутствие Boeing Business Jets компенсировалось присутствием Airbus Corporate Jets, а в вертолетном сегменте деловой авиации Bell и AgustaWestland «заменили» отсутствующий Eurocopter.

В первый день выставки провели свои пресс-конференции два гранда среди производителей бизнес-джетов - компании Gulfstream и Bombardier.

Bombardier на этой выставке впервые представил свой обновленный флагман – Global 6000 с кабиной экипажа Vision Flight Deck. Это была премьера авиасалона, так как данный самолет только этой весной начал поставляться клиентам. И именно такой бизнес-джет в скором времени получит крупнейший оператор долевого владения NetJets в рамках обновления своего флота. По этому поводу компании провели на Jet Expo 2012 пресс-коференцию, рассказав о будущих планах.

Канадский производитель надеется, что появление нового дальнего бизнес-джета поможет укреплению позиций компании в России. По информации Bombardier, в РФ 35% поставок бизнес-самолетов, которые регистрируются в стране или находятся в управлении местных операторов, принадлежат ей, а в некоторых сегментах эта цифра доходит до 50% (с учетом всех самолетов, контролируемых российскими гражданами). Новый Global 6000 уже имеет некоторое количество заказов из России. Компания также продемонстрировала на статической стоянке Challenger 605, Challenger 300 и Learjet 60XR (все самолеты в цветах компании VistaJet).

Другой гранд бизнес-авиации - Gulfstream Aerospace – привезя на Jet Expo 2012 заслуженные G550, G450 и G150, сделал упор на новейшие разработки. Президент компании Лэрри Флинн (который второй раз присутствует на московской выставке) рассказал о новых бизнес-джетах компании G280 и G650, которые на нынешней Jet Expo 2012 были представлены как полностью сертифицированные продукты. В сентябре текущего года эти самолеты получили полный сертификат FAA, и производитель обещает начать их поставки клиентам уже в этом году. А российские заказчики начнут получать свои G650 уже в следующем году.

На пресс-конференции Лэрри Флинн рассказал об успехах компании в этом году. В течение первого полугодия компания показала рост поставок по сравнению с прошлым годом, было поставлено 54 новых самолета в этом году и 47 - в прошлом. А за весь 2012 год производитель планирует выпустить 110 бизнес-джетов (в 2011 году – 107 и в 2010 и 2009 годах – по 75), и тем самым продемонстрирует устойчивый рост в течение последних лет. Также глава Gulfstream отметил стабильность российского рынка и очень хороший портфель заказов из России. Российский флот Gulfstream вырос с восьми бизнес-джетов в 2007 году до 38 в 2011 году (в том числе 29 с большим салоном, такие как G450 и G550) и уже 48 самолетов в 2012 году (36 из которых с большим салоном). Для поддержки такого значительного парка самолетов компания рассматривает возможность организации в России базы технического обслуживания. «Если мы видим, что в какой-то точке мира количество наших самолетов увеличивается, мы начинаем искать путь, как организовать в этой точке центр по обслуживанию», отметил г-н Флинн. База, вероятнее всего, будет располагаться в Москве, поскольку именно здесь наблюдается наибольший спрос на услуги технической поддержки.

А бразильский производитель Embraer рассчитывает в скором времени поставить в Россию свой флагманский бизнес-лайнер — Lineage 1000. Сейчас идут переговоры с российским покупателем, которые уже в этом или следующем году должны завершиться. Подробности переговоров с заказчиками пока не раскрываются. «Вы понимаете, что когда речь идет о самолете стоимостью более 50 млн долл., то контракт не заключается за одну ночь, это долгий процесс. Покупателю не только нужно убедиться в том, что этот самолет подходит для него, но также решить, что делать с бизнес-джетом, который он сейчас эксплуатирует», говорит президент подразделения Embraer Executive Aircraft Эрнест Эдвардс. Пока самыми популярными типами Embraer на российском рынке остаются Legacy 600 и Legacy 650. По данным производителя, покупатели из России эксплуатируют сейчас 34 такие машины.

Всего на статической стоянке выставки мы насчитали 24 воздушных судна – 21 самолет и 3 вертолета от Airbus, Bombardier, Cessna, Dassault, Daher Socata, Embraer, Gulfstream, Hawker Beechcraft, Piaggio, Bell и AgustaWestland. На прошлой выставке был 31 летательный аппарат. На первый взгляд виден спад. Однако, в качестве экспозиции нынешняя выставка нисколько не проигрывает прошлогодней. Производители уже четко представляют интересы российских клиентов и привозят именно те самолеты, которые найдут отклик у покупателей. Например, Cessna показала свой самый большой самолет – Citation Sovereign, и тем самым пошла в русле российского тренда.

Другая особенность нынешней выставки пока не «выстрелила». Впервые некоторая часть выставочного павильона была отдана родственному luxury-сегменту – яхтам. Насколько удалась эта задумка организаторам, и удовлетворены ли выставкой яхтенные компании, мы спросим немного позже. Но, например, во второй день выставки на яхтенной стороне павильона было не очень многолюдно, тогда как в авиационной части выставки общение шло полным ходом.

В качестве итога хочется отметить несколько моментов, которые были заметны на Jet Expo 2012. Во-первых, несколько сократилось количество участников (подсчетов мы не вели, и это заключение сделано «на глаз» и применимо к сегменту деловой авиации). Во-вторых, на нынешнюю выставку приехали многие топ-менеджеры производителей: Джон Розанваллон, президент Dassault Falcon, президент Embraer Executive Aircraft Эрнест Эдвардс, президент компании Gulfstream Ларри Флинн, вице-президент европейского отделения Hawker Beechcraft Скотт Пламб, вице-президент Bombardier Business Aircraft по продажам Кристоф Дегумуа. Эти противоречивые наблюдения, а также отсутствие серьезных анонсов от западных авиакомпаний, могут говорить как о достаточной зрелости российского рынка, так и об осторожности участников рынка.

С другой стороны, идет реальная борьба за российский рынок, которая в ближайшее время будет не шуточной. И если год назад многие аналитики лишь аккуратно предполагали увеличение российского трафика, то предварительные данные этого года уже говорят о серьезном росте, что активно влечет крупных игроков сегмента бизнес-авиации. И именно это делает Jet Expo центральным событием в жизни деловой авиации России.