На остатках оптимизма

Накануне открытия 65-й выставки бизнес-авиации NBAA 2012 предвыборные дебаты кандидатов в президенты США портят новостной фон, однако отрасль верит в светлое будущее

 

Год назад, перед NBAA 2011, мы размышляли о том, какими новинками нас могут порадовать производители. Тогда расчет делался на неминуемое восстановление экономики после нескольких лет спада, и 2011 год мог стать стартовой площадкой в будущем успехе компаний во время экономического подъема.

Однако, за прошедший год настроения в отрасли несколько «остыли». Продолжающаяся экономическая неопределенность и политическая нестабильность «давит» на производителей, которые уже не знают, что им ожидать в будущем. Авиационные аналитики признают, что отрасль, после пяти лет упадка, все еще находится в подавленном состоянии. Тем не менее, есть положительные предпосылки – вторичный рынок почти вышел из комы, биржевые индикаторы на подъеме, американские корпорации показывают прибыль.

И не удивительно, что мировой флот бизнес-авиации в 2012 году демонстрировал слабые показатели роста. По данным Flightglobal Ascend, в течение 12 месяцев с 30 сентября 2011 года мировой корпоративный парк активных самолетов увеличился на 2,5% до более 29 тысяч бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов, по сравнению с 28 300 самолетами в 2011 году.

При этом флот бизнес-джетов вырос на скромные 565 самолетов, до 17974, в том числе 391 был поставлен за первые девять месяцев 2012 года. А количество турбовинтовых самолетов выросло на 180 машин, до чуть более 11700, а 177 из них - в последние девять месяцев.

Эти цифры довольно слабо смотрятся на фоне пиковых уровней поставок 2008 года (1265 деловых самолетов). Однако все могло сложиться еще хуже, если бы в мире не было некоторых сильных рынков в развивающихся регионах.

Особо хорошо показали себя за прошедшие 12 месяцев рынки Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, которые по-прежнему являются спасательным кругом для многих производителей. Флот в Латинской Америке и Карибском бассейне, которые Flightglobal группирует, вырос на 207 самолетов, до 3912 бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов.

Этот рост в основном связан с Бразилией и Мексикой, где спрос на этот гибкий вид транспорта находится на подъеме, и рост составил 6%. В Бразилии – крупнейшем рынке турбовинтовых самолетов в регионе - флот вырос почти на 150 машин, до 1371 турбопропа. В Мексике, которая обладает крупнейшим в Латинской Америке флотом бизнес-джетов, рост составил более 4%, до 1003 реактивных и турбовинтовых самолетов.

Азиатско-Тихоокеанский регион также продолжает делать успехи. По данным Flightglobal, здесь флот вырос почти на 150 самолетов, до 834 бизнес-джетов и 625 турбовинтовых самолетов. Доминирование китайского рынка находит свое отражение в этих цифрах - рост авиапарка в этой стране составил 30%, до 158 джетов и 28 турбовинтовых самолетов. В Гонконге, который имеет только один турбопроп, флот вырос на 15 бизнес-джетов, до 86 воздушных судов.
Однако сейчас эти регионы уже не воспринимаются производителями как «спасители отрасли». Скорее развивающиеся рынки стали «калифами на час» в самый сложный период кризиса. А на передний план снова выходит традиционный рынок Северной Америки.

По данным Flightglobal Ascend Online, авиапарк бизнес-джетов и  турбовинтовых самолетов в США за последние 12 месяцев вырос более чем на 300 воздушных судов, до 17438 единиц.

А другой традиционный рынок деловой авиации – Европа - напротив был в коме. За 12 месяцев флот бизнес-джетов и турбопропов сократился с 3841 до 3811 самолетов. Все европейские страны «теряли» деловые самолеты, кроме Германии, общий флот которой вырос на 14 бизнес-джетов.  Такая ситуация в значительной степени обусловлена продолжающимся кризисом в еврозоне.

Обзор рынков показывает, в какой непростой ситуации сейчас находятся производители. Тем не менее, они продолжают работать, и последние отчеты показывают позитивные сдвиги как в поставках, так и в финансовых результатах. И только Hawker Beechcraft не смог выдержать удара. В последних планах компании, после прекращения переговоров с китайской Superior, свернуть производство бизнес-джетов Hawker, если не найдется покупателя на этот актив.

И вот с таким багажом отрасль подходит к главному событию года – выставке NBAA 2012. В этот раз шоу, 65-е по счету, будет проходить в Орландо, штат Флорида. И именно это мероприятие считается главным индикатором состояния отрасли, а также местом подведения итогов года (несмотря на то, что до конца года еще 2 месяца).

Нынешняя выставка NBAA 2012, как и вся отрасль, еще не оправилась после кризиса. Уже ясно, что количество экспонентов и посетителей не достигает рекордного 2007 года.  Но, несмотря на это, все производители и участники рынка постараются произвести впечатление на потенциальных заказчиков.

Dassault покажет всю линейку самолетов, в том числе Falcon 2000S, который дебютирует на шоу перед запланированной сертификацией в этом году.

Embraer впервые покажет на NBAA макет  Legacy 450. Кроме среднего бизнес-джета, производитель представит легкие Phenom 100/300, большой Lineage 1000 и суперсредний Legacy 650.

Cessna, которая празднует свое 85-летие в этом году, покажет полный спектр воздушных судов, включая новые Citation M2 и Citation TEN, которые планируется сертифицировать в 2013 году, и высокоскоростной поршневой Corvalis TTX. Анонсированный в мае 2012 года Citation Longitude будут выставлен в виде макета на стенде производителя.

Gulfstream покажет все свои самолеты - недавно сертифицированные флагман G650 и суперсредний G280, а также G150, G450 и G550.

Bombardier в первый раз покажет опытный Learjet 75, оснащенный авионикой Garmin G5000. Макеты двух новых легких бизнес-джетов, которые придут на смену Learjet 40XR и 45XR, также будет представлены публике. На статической стоянке производитель выставит Global 6000, Global 5000, Challenger 605, Challenger 300, а также Learjet 45XR 60XR.

Несмотря на будущую неопределенность, для Hawker Beechcraft эта выставка будет проходить как обычно. Производитель покажет всю линейку коммерческих продуктов, однако сделает акцент на модернизированной версии Hawker 400XPR.

Статика на NBAA всегда была очень представительна, однако самое главное происходит в конференц-залах. В деловой программе NBAA 2012 самым горячим вопросом станут споры по системе учета выбросов Европейского союза, которую американская ассоциация деловой авиации считает «особенно дискриминационной по отношению к бизнес-авиации».

Также в центре внимания авиационной общественности будет многолетняя угроза введения сборов с пассажиров. В планы правительства США входит введение платы с каждого пассажира  бизнес-джета в $ 100, которое глава NBAA Эд Болен характеризует, как «непродуманное и контрпродуктивное».

Международное внимание будет сфокусировано на Китае. Это рынок, несмотря на некоторое охлаждение в последнее время, пока остается довольно привлекательным для отрасли. Однако бюрократия и обременительные правила, регулирующие полеты воздушных судов, по-прежнему препятствуют развитию бизнес-авиации в регионе.

На открытии NBAA 2012 во вторник будут выступать исполняющий обязанности администратора FAA Майкл Хойрта (Michael Huerta) и член палаты представителей Джон Мика (John Mica). На общем заседании второго дня в среду будут выступать политические комментаторы Мэри Мэйталин и Джеймс Карвилл.

Однако новостной фон нынешнего мероприятия омрачают предвыборные дебаты кандидатов в президенты США. Особенно отличился Барак Обама, который в погоне за популярностью предложил отменить налоговые льготы для владельцев новых самолетов (так называемая ускоренная амортизация). Естественно, отраслевые ассоциации резко отреагировали на этот выпад, но надо понимать, что нападки на «излишества» неизбежны в современной политике и особенно в такие непростые, в экономическом смысле, времена. И в некоторой временной перспективе бизнес-авиации стоит ожидать продолжения негативного отношения политиков и общественного мнения.

И бизнес-авиации, судя по всему, еще долго придется работать в условиях нападок и неприязненного отношения публичных политиков и общественного мнения. Но кризис научил отрасль полагаться только на себя, а «тоска» по старым добрым временам дает необходимый оптимизм при таком фоне. На 65-й выставке бизнес-авиации примут участие  более 1000 компаний, и более 100 воздушных судов будет представлено на двух статических стоянках. Около 25000 специалистов бизнес-авиации должны посетить NBAA в течение трех дней шоу.

А по прогнозам местных туристических операторов, NBAA 2012, как одна из крупнейших выставок в США, позволит региону города Орландо дополнительно получить экономический эффект в более чем $ 51 млн.