Для российского рынка бизнес-перевозок, уходящий год смело можно называть годом инфраструктурных проектов. Часть из них уже удачно реализовано, остальные находятся в стадии реализации
Для российского рынка бизнес-авиации уходящий год смело можно назвать годом инфраструктурных проектов. Часть из них уже удачно реализована, остальные находятся в стадии реализации. В любом случае, итоги 2013 года позволяют надеяться на начало бурного развития в России не только бизнес-перевозок, но и инфраструктуры. А это означает инвестиции, создание рабочих мест и комплексное развитие сегмента в целом.
Самым главным событием в 2013 году, безусловно, стало открытие Центра Бизнес Авиации «Пулково-3». Ввод в эксплуатацию столь значительного и дорогостоящего объекта аэропортовой инфраструктуры - новый этап развития бизнес-авиации, как в Санкт-Петербурге, так и в Российской Федерации. Центр Бизнес Авиации «Пулково-3» ориентирован на комплексное предоставление услуг. Одной из важнейших услуг ЦБА «Пулково-3» является предоставление места стоянки для воздушного судна. Общая площадь перрона составляет более 63 000 кв.м. В настоящее время перрон позволяет принимать до 28 воздушных судов одновременно.
Самым главным событием в 2013 году, безусловно, стало открытие Центра Бизнес Авиации «Пулково-3». Ввод в эксплуатацию столь значительного и дорогостоящего объекта аэропортовой инфраструктуры - новый этап развития бизнес-авиации, как в Санкт-Петербурге, так и в Российской Федерации. Центр Бизнес Авиации «Пулково-3» ориентирован на комплексное предоставление услуг. Одной из важнейших услуг ЦБА «Пулково-3» является предоставление места стоянки для воздушного судна. Общая площадь перрона составляет более 63 000 кв.м. В настоящее время перрон позволяет принимать до 28 воздушных судов одновременно.
Постоянный рост количества рейсов подчеркивает необходимость скорейшего ввода в эксплуатацию ангарного комплекса (третья очередь), что позволит предоставлять клиентам «Пулково-3» услуги по хранению воздушных судов в ангаре и увеличит количество одновременно обслуживаемых воздушных судов до 46. Ангарный комплекс площадью более 7 000 кв.м. способен разместить три воздушных судна класса Boeing-737, также в рамках этого проекта будет построен гараж-стоянка для спецтехники площадью 1 052 кв.м. и насосная станция пожаротушения. Ангарный комплекс предназначен для хранения и технического обслуживания практически всех современных типов воздушных судов бизнес-авиации.
В 2013 году как никогда много говорили, анонсировали и строили для вертолетной инфраструктуры. Видимо действительно винтокрылые машины уже прочно вошли в обиход и из разряда роскоши плавно переходят в привычный вид транспорта, при этом где-то даже доступный.
В мае 2013 года на крыше третьего павильона выставочного центра «Крокус Экспо» открылся первый в стране хелипорт, принимающий и обслуживающий гражданские вертолеты. С бизнес-залом, зоной досмотра и регистрации, в общем, все как полагается в цивилизованной вертолетной гавани.
Почти параллельно в Шереметьево также стало возможно прилететь на вертолете. Запущенная в тестовую эксплуатацию в конце 2012 года, весной 13-го была открыта современная вертолетная площадка. Строительство площадки стало очередным этапом в реализации концепции развития сегмента бизнес-авиации в аэропорту Шереметьево, осуществляемой компанией «Авиа Групп».
В 2013 году как никогда много говорили, анонсировали и строили для вертолетной инфраструктуры. Видимо действительно винтокрылые машины уже прочно вошли в обиход и из разряда роскоши плавно переходят в привычный вид транспорта, при этом где-то даже доступный.
В мае 2013 года на крыше третьего павильона выставочного центра «Крокус Экспо» открылся первый в стране хелипорт, принимающий и обслуживающий гражданские вертолеты. С бизнес-залом, зоной досмотра и регистрации, в общем, все как полагается в цивилизованной вертолетной гавани.
Почти параллельно в Шереметьево также стало возможно прилететь на вертолете. Запущенная в тестовую эксплуатацию в конце 2012 года, весной 13-го была открыта современная вертолетная площадка. Строительство площадки стало очередным этапом в реализации концепции развития сегмента бизнес-авиации в аэропорту Шереметьево, осуществляемой компанией «Авиа Групп».
Генеральный директор «Международного аэропорта Шереметьево» Михаил Василенко и Генеральный директор компании «Авиа Групп» Михаил Семенов особо подчеркнули, что в сегодняшних условиях перегруженной транспортной инфраструктуры мегаполиса и московского региона вертолетное сообщение будет востребовано и, соответственно, активно развиваться. В будущем партнеры («Авиа Групп» владеет в проекте долей в 74%, остальные 26% принадлежат Шереметьево) не исключают возможности строительства дополнительных площадок, однако все это напрямую зависит от спроса на данные услуги. Ожидается, что пропускная способность вертолетной площадки составит 10-15 рейсов в день, тогда как общий бизнес-трафик в аэропорту сейчас составляет 25-30 рейсов в день, половина которых приходится на «Авиа Групп».
А на прошедшей в сентябре выставке Jet-Expo 2013 Центр бизнес-авиации «Внуково-3» анонсировал свой план реализации вертолетного сообщения. Вертодром планируется расположить на удалении от глиссады, обеспечив хороший подход со стороны области.
А на прошедшей в сентябре выставке Jet-Expo 2013 Центр бизнес-авиации «Внуково-3» анонсировал свой план реализации вертолетного сообщения. Вертодром планируется расположить на удалении от глиссады, обеспечив хороший подход со стороны области.
«Мы специально делаем таким образом, чтобы он не мешал работе первой и второй полосы», - заявил совладелец аэропорта Виталий Ванцев. По его словам, сейчас вертолеты во «Внуково» приземляются прямо на полосу, что занимает времени даже больше, чем посадка самолета. Пересадка из частного вертолета в частный самолет во «Внуково» сегодня может занимать до 20 минут, что, по оценкам директора аэропорта, «нельзя назвать комфортом». Инвестиции в новый проект составят порядка $30 млн. Реализован он будет в 2015 году.
И самое главное российское вертолетное событие произошло в декабре. В Москве была запущена первая очередь вертодрома «Хелипорт «Москва», который после окончательного ввода в эксплуатацию через два года может стать крупнейшим вертолетным комплексом в Европе. Основное отличие «Хелипорт «Москва», расположенного в живописной Мякининской пойме, от аналогичных объектов в России то, что новый комплекс станет настоящим многопрофильным авиационным центром, где будут построены четырехзвездочный отель, офисы, рестораны, яхт-клуб и спортивно-развлекательный центр.
И самое главное российское вертолетное событие произошло в декабре. В Москве была запущена первая очередь вертодрома «Хелипорт «Москва», который после окончательного ввода в эксплуатацию через два года может стать крупнейшим вертолетным комплексом в Европе. Основное отличие «Хелипорт «Москва», расположенного в живописной Мякининской пойме, от аналогичных объектов в России то, что новый комплекс станет настоящим многопрофильным авиационным центром, где будут построены четырехзвездочный отель, офисы, рестораны, яхт-клуб и спортивно-развлекательный центр.
По замыслу инвесторов, «Хелипорт «Москва»» станет первым полноценным вертолетным мульти-центром, который будет осуществлять полный комплекс услуг в этой сфере, начиная от доступных услуг авиатакси, продажи и аренды малой авиатехники, заканчивая квалифицированным обслуживанием и обучением пилотов-любителей. Планируется, что через два года вертодром сможет принять до 220 вертолетов.
Также декабре 2013 года о своих планах строительства, но уже Центра бизнес-авиации в аэропорту Раменское, заявила и ГК «АВКОМ». ГК АВКОМ-Д в лице Jet Travel Club в партнерстве с ОАО «ТВК «Россия», а также при участии отечественных операторов деловой авиации начала работы по созданию на аэродроме «Раменское» центра АОН и деловой авиации. В настоящий момент уже создано целевое предприятие – Международный Центр Деловой Авиации (МЦДА), арендован на долгосрочной основе (49 лет) участок земли, ведутся работы по реконструкции зданий и сооружений для обеспечения работы центра и сертификации производственных объектов. МЦДА будет осуществлять весь комплекс работ по обслуживанию АОН и деловой авиации, включая обслуживание воздушных судов и пассажиров, ТОиР, подготовку и обучение экипажей. По замыслу партнеров, одной из задач МЦДА будет отработка типовых технологий создания и функционирования центров АОН для разработки отраслевых рекомендаций по созданию типовых центров АОН в инфраструктуре региональных аэропортов РФ с дифференциацией таких центров по объемам работ и минимизацией расходов на создание таких центров, что представляется совершенно необходимым для качественного улучшения аэропортового обслуживания АОН и развития частной и корпоративной авиации в стране.
Также мы не смогли пройти мимо важнейшего события на отечественном рынке ТОиР. В августе 2013 года в Казани было подписано соглашение между Bombardier Aerospace и «Тулпар Техник» о назначении последнего авторизованным сервисным центром производителя по обслуживанию бизнес-джетов. Изначально в договоре речь идет о двух наиболее популярных в России моделях Bombardier – Challenger 300 и Challenger 850. И уже в следующем году канадская компания расширит полномочия «Тулпар Техник» и на бизнес-джеты типа Challenger 605 и линейку Global.
Аналогичное соглашение, но по обслуживанию самолетов P.180 Avanti II в России было подписано итальянским авиапроизводителем Piaggio Aero и авиационно-техническим центром Авком-Д.
Что же касается бизнес-трафика за минувший год, то мы старались ежемесячно прослеживать динамику. В принципе, предполагаемый рост в 2,5% будет закономерен, особенно на фоне негативной статистики из Европы. И если количество самолетовылетов приблизительно осталось на уровне 2012 года, то пассажиропоток в этом году «подрос», что является яркой иллюстрацией довольно неплохой ситуации на отечественном рынке бизнес-перевозок.
Также стоит упомянуть о первых шагах по выходу на рынок России «нашего» зарубежного оператора. Речь идет о консолидации авиационных активов Геннадия Тимченко в компании «А-Групп» и возможном получении сертификата эксплуатанта в 2014 году одной из структур группы. Скорее всего, новый перевозчик будет создан на базе Airfix Aviation.
«Мы хотим к следующему году иметь российскую «дочку». Важно, чтобы не только спортивные команды, но и другие наши клиенты беспрепятственно передвигались и по России», - говорит генеральный директор «А-Групп» Евгений Андрачников в интервью Forbes. Отвечая на вопрос, планируется ли покупка авиакомпании с уже действующим сертификатом эксплуатанта, или же она будет создаваться с нуля, он сказал, что скорее всего будет выбран второй вариант.
Если забежать немного вперед, то эксперты отмечают значительный потенциал отрасли деловой авиации в России и странах СНГ: согласно ежегодному прогнозу Bombardier, охватывающему период с 2013 по 2032 г., на отечественный рынок будет поставлено 1570 бизнес-джетов, а их общий парк составит 1925 единиц. Для сравнения: в 2013 г. совокупный флот бизнес-джетов на постсоветском пространстве составляет всего 4% от общемирового, что в переводе на цифры не превышает 550 самолетов.
Среди ключевых драйверов дальнейшего роста рынка аналитики Bombardier Aerospace выделяют стабильность цен на продукцию нефтегазового сектора, доходы от которого составляют 50% в российском федеральном бюджете, вступление России в ВТО, проведение Олимпиады-2014, рост ВВП (в среднем на 3,1% в течение ближайших 20 лет). Кроме того, в Bombardier смело предполагают, что Россия может стать «движущей силой мирового рынка бизнес-авиации» при условии, что текущие регулятивные барьеры будут постепенно демонтированы. Другим стимулом к дальнейшему развитию рынка аналитики компании называют рост долларовых миллиардеров. Однако этот драйвер развития несет, скорее, негативный оттенок, так как на экономически развитых рынках (согласно тому же прогнозу) процветание деловой авиации обусловлено ростом прибыли корпораций и глобализацией экономики.
Кстати, аналитики Bombardier отмечают высокий потенциал отечественной деловой авиации не только в перспективе до 2032 г., но и в настоящее время. Согласно их исследованиям, по итогам 2012 г. Россия и страны СНГ стали третьим регионом в мире (после Северной и Латинской Америки) по объему заказов на бизнес-джеты (с долей в 22% от общемирового портфеля). Наиболее востребованными среди российских покупателей традиционно остаются самолеты среднего и высшего ценового сегмента.
Также декабре 2013 года о своих планах строительства, но уже Центра бизнес-авиации в аэропорту Раменское, заявила и ГК «АВКОМ». ГК АВКОМ-Д в лице Jet Travel Club в партнерстве с ОАО «ТВК «Россия», а также при участии отечественных операторов деловой авиации начала работы по созданию на аэродроме «Раменское» центра АОН и деловой авиации. В настоящий момент уже создано целевое предприятие – Международный Центр Деловой Авиации (МЦДА), арендован на долгосрочной основе (49 лет) участок земли, ведутся работы по реконструкции зданий и сооружений для обеспечения работы центра и сертификации производственных объектов. МЦДА будет осуществлять весь комплекс работ по обслуживанию АОН и деловой авиации, включая обслуживание воздушных судов и пассажиров, ТОиР, подготовку и обучение экипажей. По замыслу партнеров, одной из задач МЦДА будет отработка типовых технологий создания и функционирования центров АОН для разработки отраслевых рекомендаций по созданию типовых центров АОН в инфраструктуре региональных аэропортов РФ с дифференциацией таких центров по объемам работ и минимизацией расходов на создание таких центров, что представляется совершенно необходимым для качественного улучшения аэропортового обслуживания АОН и развития частной и корпоративной авиации в стране.
Также мы не смогли пройти мимо важнейшего события на отечественном рынке ТОиР. В августе 2013 года в Казани было подписано соглашение между Bombardier Aerospace и «Тулпар Техник» о назначении последнего авторизованным сервисным центром производителя по обслуживанию бизнес-джетов. Изначально в договоре речь идет о двух наиболее популярных в России моделях Bombardier – Challenger 300 и Challenger 850. И уже в следующем году канадская компания расширит полномочия «Тулпар Техник» и на бизнес-джеты типа Challenger 605 и линейку Global.
Аналогичное соглашение, но по обслуживанию самолетов P.180 Avanti II в России было подписано итальянским авиапроизводителем Piaggio Aero и авиационно-техническим центром Авком-Д.
Что же касается бизнес-трафика за минувший год, то мы старались ежемесячно прослеживать динамику. В принципе, предполагаемый рост в 2,5% будет закономерен, особенно на фоне негативной статистики из Европы. И если количество самолетовылетов приблизительно осталось на уровне 2012 года, то пассажиропоток в этом году «подрос», что является яркой иллюстрацией довольно неплохой ситуации на отечественном рынке бизнес-перевозок.
Также стоит упомянуть о первых шагах по выходу на рынок России «нашего» зарубежного оператора. Речь идет о консолидации авиационных активов Геннадия Тимченко в компании «А-Групп» и возможном получении сертификата эксплуатанта в 2014 году одной из структур группы. Скорее всего, новый перевозчик будет создан на базе Airfix Aviation.
«Мы хотим к следующему году иметь российскую «дочку». Важно, чтобы не только спортивные команды, но и другие наши клиенты беспрепятственно передвигались и по России», - говорит генеральный директор «А-Групп» Евгений Андрачников в интервью Forbes. Отвечая на вопрос, планируется ли покупка авиакомпании с уже действующим сертификатом эксплуатанта, или же она будет создаваться с нуля, он сказал, что скорее всего будет выбран второй вариант.
Если забежать немного вперед, то эксперты отмечают значительный потенциал отрасли деловой авиации в России и странах СНГ: согласно ежегодному прогнозу Bombardier, охватывающему период с 2013 по 2032 г., на отечественный рынок будет поставлено 1570 бизнес-джетов, а их общий парк составит 1925 единиц. Для сравнения: в 2013 г. совокупный флот бизнес-джетов на постсоветском пространстве составляет всего 4% от общемирового, что в переводе на цифры не превышает 550 самолетов.
Среди ключевых драйверов дальнейшего роста рынка аналитики Bombardier Aerospace выделяют стабильность цен на продукцию нефтегазового сектора, доходы от которого составляют 50% в российском федеральном бюджете, вступление России в ВТО, проведение Олимпиады-2014, рост ВВП (в среднем на 3,1% в течение ближайших 20 лет). Кроме того, в Bombardier смело предполагают, что Россия может стать «движущей силой мирового рынка бизнес-авиации» при условии, что текущие регулятивные барьеры будут постепенно демонтированы. Другим стимулом к дальнейшему развитию рынка аналитики компании называют рост долларовых миллиардеров. Однако этот драйвер развития несет, скорее, негативный оттенок, так как на экономически развитых рынках (согласно тому же прогнозу) процветание деловой авиации обусловлено ростом прибыли корпораций и глобализацией экономики.
Кстати, аналитики Bombardier отмечают высокий потенциал отечественной деловой авиации не только в перспективе до 2032 г., но и в настоящее время. Согласно их исследованиям, по итогам 2012 г. Россия и страны СНГ стали третьим регионом в мире (после Северной и Латинской Америки) по объему заказов на бизнес-джеты (с долей в 22% от общемирового портфеля). Наиболее востребованными среди российских покупателей традиционно остаются самолеты среднего и высшего ценового сегмента.