Развитие АОН в России, хоть и медленно, но идет. В Москве и ее окрестностях структур АОН сравнительно много. Более-менее насыщена частной авиацией также Ленинградская область. А вот в других регионах плотность самолетов и вертолетов АОН пока невелика
Развитие АОН в России, хоть и медленно, но идет. Пока оно идет по принципу «здесь густо – здесь пусто». В Москве и ее окрестностях структур АОН сравнительно много. Более-менее насыщена частной авиацией также Ленинградская область. А вот в других регионах плотность самолетов и вертолетов АОН пока невелика. Есть и исключения – например, достаточно мощная структура ЧелАвиа, но это именно исключения.
Понятно, что для «экспансии» АОН по территории РФ должны быть основания. Теоретически, соблазнительно должны выглядеть регионы с высоким уровнем доходов на душу населения. Однако в нашей стране таковыми являются Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Ханты-мансийские автономные округа. Плотность населения в них не слишком велика. К тому же в трех последних регионах высокая доходность во многом формируется за счет «вахтовиков» - люди там работают, а не отдыхают. Так что первый формальный признак для новых территорий развития АОН отпадает – «на северах» особых перспектив нет.
Похоже, что надо смотреть на юг. Да, Ставропольский и Краснодарский края и Ростовская область высоким уровнем подушного дохода не обладают. Однако людей здесь живет много, и какое-то количество тех, кому доходы позволяют иметь в качестве хобби авиацию, среди местных жителей найдется. Дополнительным плюсом юга является наличие курортных зон – мест, куда люди приезжают тратить деньги. Наконец, буквально в последние недели юг России получил еще один потенциальный плюс – он стал «воздушными воротами Крыма».
Похоже, что примерно такими соображениями руководствовалась компания ФИНАМ аэро, выбирая направление своего потенциального расширения. На данный момент реализовано три проекта – причем все они разные. Во-первых, это развитие вертолетной инфраструктуры. ФИНАМ аэро выступила в качестве подрядчика при строительстве вертолетной площадки в Ростове-на-Дону. Специалисты компании составили проект, контролировали подрядчиков в ходе строительства и оснащения объекта, а также выполнили его передачу заказчику – ОАО «Ростовский завод гражданской авиации №412».
Вертодром в Ростове-на-Дону построен на территории международного аэропорта. Общая территория размером 80х120 метров включает в себя посадочную площадку 30х20 м. На ней могут работать вертолеты типа Ми-8 и машины «более низких» классов. «Изюминкой» вертодрома является комплекс светосигнального оборудования (ССО). Он не только позволят выполнять взлет и посадку в темное время суток, но и снабжен «дистанционным управлением». При подлете к площадке пилот вертолета может дать радиокомандный сигнал – и ССО будет приведено в действие. Это позволяет повысить безопасность полетов без дополнительной загрузки наземного персонала.
Второй «южный» проект ФИНАМ аэро – открытие филиала в Краснодаре. Его задача состоит в обеспечении жителей региона базовыми авиационными услугами. В перечень возможностей краснодарского филиала ФИНАМ аэро входят аренда самолетов и вертолетов, строительство объектов авиационной инфраструктуры, услуги по регистрации ВС. В рамках филиала открыт интернет-магазин полетов и подарочных сертификатов. Он аналогичен тому сайту, что уже обслуживает Москву и область, опираясь на базовый аэродром ФИНАМ (Большое Грызлово).
Наконец, компания ФИНАМ аэро приобрела «местный» опыт работы в качестве оператора бизнес-вертолетов, обслуживая Олимпиаду-2014 и Паралимпийские игры в Сочи. Базирующийся в а/п Адлер вертолет AgustaWestland 119, находящийся в оперативном управлении ФИНАМ аэро, в период с начала февраля по середину марта выполнил несколько десятков полетов – в основном, в режиме VIP-обслуживания. Его пассажирами стали официальные представители различных организаций, политики, бизнесмены и другие высокопоставленные лица – в том числе, иностранцы. Полеты выполнялись из Сочи в Новороссийск, Абрау-Дюрсо, Геленджик, Анапу, а также в горнолыжные зоны «Красная поляна» и «Роза хутор». Несмотря на сложный рельеф местности и не всегда благоприятные погодные условия, все полеты были выполнены в срок и с высоким уровнем безопасности.
Конечно, пока еще не вполне понятно, какие перспективы в южных федеральных округах России имеет АОН. Во многом это будет зависеть от развития макроэкономической ситуации страны в целом. Однако разносторонний опыт, уже полученный в этих регионах компанией ФИНАМ аэро, дает ей хороший шанс на доминирование в «малом небе» юга России.
Алексей Захаров
Источник: ФИНАМ Аэро