Ми-8 не справился с погодой


В авиакатастрофе в Мурманской области погибли полтора десятка чиновников и бизнесменов

Вечером в субботу в Мурманской области потерпел катастрофу вертолет Ми-8 компании «СПАРК авиа», на борту которого находились 18 человек, в том числе вице-губернатор региона Сергей Скоморохов, ряд высокопоставленных чиновников и топ-менеджеры ОАО «Апатит» (группа «Фосагро»). По официальной версии, они проводили облет объектов туризма. Уцелели двое пассажиров — участвовавшие в облете главврач местного санатория и петербургский ученый. Пока основными версиями являются возможная неисправность техники и потеря экипажем пространственной ориентации в тяжелых метеоусловиях.

Ми-8 АМТ (бортовой номер RA-22423) ЗАО «Авиакомпания «СПАРК авиа» в 19:54 вылетел из города Апатиты Мурманской области. Затем вертолет произвел промежуточную посадку в районе лагеря Пятка Мурманской области, где взял на борт еще нескольких человек, и направился в сторону Мунозера. Всего на борту находились 18 человек: командир экипажа Алексей Товпеко, второй пилот Игорь Настеко, бортмеханик Сергей Медведев и техник Михаил Бренгенер, а также 14 пассажиров. По некоторым данным, членов экипажа должно было быть пятеро, однако по каким-то причинам один из техников в рейс не полетел.

В Северо-Западном региональном центре (СЗРЦ) МЧС России «Ъ» уточнили: сообщение о том, что вертолет перестал выходить на связь, поступило в Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Мурманской области около десяти вечера. По тревоге на поиски пропавшего вертолета направили вертолет Мурманского авиационного предприятия, но из-за сильного тумана он не смог добраться до предполагаемого места аварии. Тем временем от случайных очевидцев катастрофы стало известно, что пропавший вертолет рухнул в озеро Восточное Мунозеро, в месте впадения реки Щучья. Спасателям из Мурманского поискового отряда, Кандалакшского территориального подразделения ГПС и оперативной группы ГУ МЧС по Мурманской области пришлось по бездорожью, на гусеничных вездеходах пробиваться к месту падения вертолета. Еще до их прибытия на место стало известно, что двум пассажирам Ми-8 — заместителю директора Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства Александру Степченко и главврачу санатория-профилактория «Тирвас» Валерию Купцову — удалось выжить. Мужчин, получивших множественные осколочные переломы ног, подобрали в прибрежной полосе местные рыбаки. Раненых доставили в Мурманскую клиническую больницу.

Сотрудники МЧС сумели добраться к месту падения вертолета лишь в воскресенье. Водолазы обнаружили вертолет на дне озера, на глубине около 4 м. Машина от удара о воду раскололась на три части. К вечеру воскресенья из-под воды достали тела семи человек. Среди тех, кого успели вчера опознать,— гендиректор «Апатита» Алексей Григорьев. Надежды на то, что будут найдены уцелевшие люди, по мнению спасателей практически не осталось.

Основных версий пока две: отказ авиационной техники и потеря пространственной ориентации экипажем в сложных метеоусловиях. По некоторым данным, до капитального ремонта Ми-8 оставалось отлетать 70 часов (ресурс составлял 2000 часов), хотя его техническое состояние на момент последней проверки оценивалось как хорошее.

На месте происшествия работают следователи и криминалисты Северо-Западного следственного управления на транспорте и следственного управления по Мурманской области СК России. Им в помощь направлены криминалисты центрального аппарата СКР.

VIP-катастрофы вертолетов

2 июня 2000 года возле МКАД на вертолете Gazelle SA-341G разбился руководитель МНТК «Микрохирургия глаза» Святослав Федоров. Причиной падения стало разрушение механизма крепления несущего винта.

28 апреля 2002 года при падении Ми-8АМТ в Красноярском крае погибли глава региона Александр Лебедь и еще семь человек. Вертолет зацепился за опору ЛЭП, выживших летчиков обвинили в нарушении правил безопасности полетов.

13 июля 2003 года в Хакасии на вертолете Robinson R-44 разбились член совета директоров «Евразхолдинга» Анатолий Смолянинов и его супруга Ольга. Из-за ошибки пилота машина зацепилась лопастями за кроны деревьев.

20 августа 2003 года при крушении Ми-8 на Сахалине погибли губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов и еще 19 человек. При полете в сложных метеоусловиях вертолет отклонился от курса и врезался в сопку.

13 сентября 2006 года в Кемеровской области на вертолете MD-600 разбились гендиректор угольной компании «Южкузбассуголь» Владимир Лаврик, два телохранителя и пилот. Причиной аварии стал отказ двигателя.

3 июня 2007 года в Подмосковье зацепился за деревья и рухнул на землю Robinson R-44, принадлежавший компании «Скайвижин». Пилот погиб, пострадали находившиеся в вертолете вице-президент МТС Михаил Шамолин и его знакомая.

28 июля 2007 года в Воткинское водохранилище в Удмуртии упал Robinson R-44. Погибли пять человек, включая руководителя фракции «Единой России» в госсовете Удмуртии Данила Белоголовкина и члена госсовета Алексея Титова. Вертолет зацепился лопастями за провода ЛЭП.

9 января 2009 года в Горном Алтае при крушении Ми-171 погиб полпред президента в Госдуме Александр Косопкин и еще шесть человек. Катастрофа произошла из-за столкновения с горой при попытке «зависания». По данным следствия, пассажиры охотились с вертолета на горных баранов.

10 мая 2009 года в Иркутской области в результате крушения вертолета Bell 407 погиб губернатор региона Игорь Есиповский. Вместе с ним в машине находились первый заместитель главы региона Михаил Штонда, пилот и сотрудник вневедомственной охраны. По версии следствия, глава региона возвращался с охоты на медведя. Причиной катастрофы стала ошибка пилота.

14 сентября 2013 года в Тверской области разбился вертолет Agusta 119, погибли пилот и начальник организационно-административного управления Рослесхоза Сергей Медведев. Причиной крушения назывались плохие погодные условия.

Источник: Коммерсантъ