В работе Круглого стола в рамках выставки приняли участие более 150 специалистов
23 мая 2014 г. в г. Москве в рамках деловой программы 7-й Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2014 состоялся Круглый стол «Санитарная авиация России и медицинская эвакуация».
Организаторы круглого стола – Ассоциация Вертолетной Индустрии, ООО «Мобильная медицина», Дирекция выставки HeliRussia при поддержке Минпромторга России, Минздрава России и Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России.
В работе Круглого стола приняли участие более 150 специалистов, среди которых были руководители и сотрудники органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, территориальных центров медицины катастроф и многопрофильных больниц, научные сотрудники медицинских вузов, специалисты МЧС России, медицинских служб МВД России и Вооруженных Сил Российской Федерации, представители авиакомпаний, разработчики и производители воздушных судов и медицинского оборудования, другие заинтересованные лица.
На открытой дискуссионной площадке обсуждались направления совершенствования и координации деятельности государственных органов власти, медицинских организаций различных форм собственности, имеющих опыт оказания санитарно-авиационной помощи и санитарно-авиационной эвакуации, а также авиакомпаний, финансовых структур и организаций, участвующих в разработке, производстве и сертификации авиационной и медицинской техники, при решении задач по спасению жизни и сохранению здоровья населения Российской Федерации, а также вопросы создания и развития системы санитарной авиации в Российской Федерации, опыт выполнения работ по организации центров санитарной авиации и инфраструктуры, обмен опытом медицинской эвакуации пациентов с использованием санитарной авиации, в том числе при обеспечении XXII Зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских зимних игр в Сочи, другие направления пилотного проекта «Развитие системы санитарной авиации на 2014-2015 годы», вопросы оптимизации расходов на эксплуатацию санитарных воздушных судов, механизмов государственно-частного партнерства, развития телемедицины и другие.
В своих выступлениях участники Круглого стола отметили, что развитие системы санитарной авиации в Российской Федерации, скорейшая отработка вопросов взаимодействия медицинских организаций и производителей авиационных судов являются одними из первостепенных задач, решение которых позволит обеспечить доступность своевременной и качественной специализированной медицинской помощи жителям отдаленных и труднодоступных районов, сохранить жизни и здоровье граждан Российской Федерации.
В целях решения актуальных организационных вопросов, повышения уровня практических достижений и научных разработок в интересах развития системы санитарной авиации в Российской Федерации участники Круглого стола просят включить в регламент работы межведомственной рабочей группы Минздрава России по проблемам медицины катастроф следующие вопросы.
1. Внести дополнение в Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о выделении экстренной консультативной медицинской помощи в отдельную форму медицинской помощи.
2. Просить Министерство здравоохранения Российской Федерации ускорить принятие проектов Порядка оказания экстренной консультативной медицинской помощи и проведения медицинской эвакуации в режиме повседневной деятельности и Регламента межведомственного взаимодей-ствия по работе с обращениями органов государственной власти, медицин-ских организаций и граждан по вопросам организации медицинской эвакуации на территории Российской Федерации и из-за рубежа.
3. Внести соответствующие изменения в ст.149, гл.21 Налогового кодекса Российской Федерации, включив в перечень услуг, освобожденных от НДС на территории Российской Федерации, авиационные услуги для обеспечения деятельности по оказанию санитарно – авиационной помощи.
4. Внести следующие изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
- исключить условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в перечне товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций из п.9, ч.1, ст. 93;
- исключить расчет и обоснование начальной максимальной цены контракта, заключенного для оказания медицинской помощи в экстренной форме и проведение обязательной экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (часть 4, ст.93; часть 3, ст. 94);
- внести изменения в порядок ведения плана-графика и плана закупок в части внесения изменений в планы-графики и планы закупок в день заключения контракта, при осуществлении закупки у единственного поставщика в соответствии п.9, ч.1, ст. 93 закона о контрактной системе.
5. Поддержать предложенные изменения в Федеральные авиационные правила в части отмены запрета на транспортировку пострадавших и больных на внешней подвеске вертолета в целях проведения медицинской эвакуации и оказания экстренной медицинской помощи.
6. Просить Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию) ввести в качестве обязательной услуги для авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы, установку носилок для транспортировки лежачих пациентов по специальным тарифам.
7. Усовершенствовать нормативные требования к светосигнальному оборудованию вертолетных площадок, обеспечивающему безопасность полетов в ночное время, с учетом возможности использования современных технических средств.
8. Разработать типовое Соглашение о взаимодействии сопредельных субъектов Российской Федерации.
9. Организациям, участвующим в разработке, производстве и сертификации авиационной и медицинской техники, до конца 2014 г. разработать технические требования к медицинскому оборудованию, используемому на воздушных судах, для рассмотрения на межведомственной рабочей группе по проблемам санитарной авиации.
10. Проводить отработку мероприятий Концепции создания системы экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации (санитарной авиации) в Российской Федерации в виде пилотного проекта «Развитие системы санитарной авиации на 2014-2015годы» на базе нескольких субъектов Российской Федерации.
11. Создать и совершенствовать систему подготовки руководителей и персонала центров санитарной авиации, а также преподавателей на базе ВЦМК «Защита» и межрегиональных центров санитарной авиации.
12. Использовать положительный опыт субъектов Российской Федерации по созданию филиалов ТЦМК с целью обеспечения доступности экстренной медицинской помощи и повышения медико-социального благополучия населения.
13. Обеспечить возможность субъектам Российской Федерации приобретать санитарно-авиационные услуги при применении вертолетов среднего и малого класса и ближне магистральных самолетов путем 50% субсидии за счет финансовых средств из федерального бюджета.
14. Обеспечить приоритет для авиакомпаний, привлекаемых для оказания экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации, имеющих достаточный авиапарк воздушных судов, летные экипажи, имеющие опыт работы в требуемых условиях (в горной местности, в ночное время, при критически низких температурах, над водной поверхностью).
15. Ввести в действие льготные тарифы на выполнение санитарных заданий при оказании экстренной консультативной медицинской помощи путем приравнивания вылетов отделения ЭКМП и МЭ к категории социально-значимых (дотационных).
16. Предусмотреть выделение финансовых средств из федерального бюджета для строительства вертолетных площадок.
17. Разработать несколько универсальных проектов вертолетной площадки для различных типов вертолетов с учетом возможности круглосуточного использования, с целью удешевления массового строительства вертолетных площадок в регионах Российской Федерации.
18. Предусмотреть приобретение за счет финансовых средств из федерального бюджета стандартного светосигнального оборудования для вертолетных площадок, отвечающих требованиям безопасности полетов в ночное время.
19. Принять меры по разработке программы возрождения малой авиации и аэропортов районов Заполярья, организовать комплексное обеспечение Заполярья вертолетами типа Ми-8.