Польский разворот


Репортаж спецкора «РГ» из самолета Сергея Шойгу

Тот самый самолет, который под надуманным предлогом Польша не пропустила через свой воздушный коридор, и на котором из Словакии возвращался министр обороны Сергей Шойгу, вез также 10 журналистов российских СМИ. Одним из них оказался корреспондент «РГ», поэтому я могу рассказать, как этот авиаинцидент выглядел с борта самолета.

Вылетели в Словакию в 9.50 утра пятницы 29 августа. Самолет Ту-154 оказался с не совсем обычным интерьером. Привычного открытого пространства с рядами кресел тут нет. Борт изнутри больше похож на купированный вагон поезда. В салоне сделаны отсеки на 4-6 человек с закрывающимися дверьми. В носовой части - пространство для главного пассажира. И только в хвосте самолета 4-5 обычных рядов по 2 кресла в каждом

Самолет взлетел по графику и через 2 часа 10 минут приземлился на военном аэродроме словацкого городка Банска Быстрица.

После всех официальных мероприятий около 15 часов по словацкому, 17 - по московскому, вся российская делегация была в аэропорту. Все шло строго по графику, в Москве мы должны были приземлиться в 18.50, и журналисты, которые приехали не на своих автомобилях, стали вызывать себе такси в Чкаловский на 7 часов вечера. Самолет взлетел, полет шел в обычном режиме, никаких резких разворотов в воздухе мы не почувствовали. Единственное, что отличало обратный полет - это частые хождения по салону представителей экипажа и военных. По их лицам было видно, что они чем-то озабочены, но никакой нервозности в их действиях, разговорах или поведении не было, поэтому журналисты волноваться не стали.

Около 18 часов, через час полета, проходившая мимо нас стюардесса сказала, что сейчас будем приземляться в Братиславе. Поэтому вещи, которые журналисты разбросали вокруг себя, будучи уверенными, что мы только на полпути к дому, она попросила убрать.

Отреагировать на заявление стюардессы сразу никто даже не успел. Только примерно через минуту мы стали задавать друг другу вопросы типа «так Братислава же в другой стороне», «а зачем нам вдруг понадобилось в столицу» и другие. Тут же родилось несколько шуточных версий ответов - «в Банска Быстрице не было магазинов Duty Free», «кому-то захотелось прикупить магнитов на холодильник и сувениров». Коллега из «Коммерсанта» предположил, что стюардесса с хорошим чувством юмора и просто решила нас разыграть.Позвали ее, но девушка ответила, что сама только сейчас узнала о посадке в Братиславе, а с чем это связано, понятия не имеет.

Примерно в 18.20 мы действительно приземлились в столице Словакии. Самолет отогнали на дальнюю полосу, чтобы не мешать другим бортам. Основную дверь самолета открыли, и подогнали трап, но выходить никто не стал. В самолете стало очень душно. Пришлось открыть аварийные двери. Тут уже стало не до шуток. Мы уже несколько часов были отключены от интернета и понятия не имели, что происходит в мире. Тем более наш полет должен был проходить неподалеку от территории Украины. Да и шутка ли, когда самолет министра обороны ядерной державы сажают в европейской столице. В голове стали рождаться пугающие сценарии дальнейшего развития событий. Но именно в этот момент проходил один из летчиков, которого нам удалось разговорить. «Польша закрыла воздушное пространство для нас. Формально они обосновали это нашим опозданием. В действительности это все очень похоже на придирки», - отметил сотрудник экипажа.

Ну хоть какая-то ясность. Плюс нам удалось поймать wi-fi с братиславского аэропорта и убедиться, что третья мировая война, к счастью, не началась, и никаких катастроф или провокаций в Европе не произошло.

Однако выяснение причины нашей посадки никак не давало ответа на вопрос, когда и каким маршрутом мы полетим обратно. Журналисты бросились отменять вызванные такси, при этом на какое время переносить заказ, никто не знал. Часа через полтора один из тележурналистов сказал, что ему звонили из Москвы и сказали, что обратно полетим через Чехию, Германию и Санкт-Петербург, и таким маршрутом придется лететь не менее 4 часов. Из Словакии в Москву существует два основных воздушных маршрута - либо над Польшей, либо над территорией Украины. Но украинские власти также отказали в предоставлении своего воздушного пространства. Когда же стало известно, что Польша не пускает, облететь ее воздушное пространство не удалось из-за отсутствия достаточного количества топлива.

Именно из-за дефицита авиакеросина лайнер был вынужден сделать разворот и приземлиться в аэропорту Братиславы. Позднее российский МИД оценил эту ситуацию, как угрозу безопасности российскому самолету из-за действий польских чиновников.

Все время, что мы находились в Братиславе, летчики окончательно не глушили двигатели. Возможно, для того, чтобы работали кондиционеры, а возможно, надеялись, что разрешение на вылет может поступить в любую минуту. К трапу подъезжала иномарка с посольскими номерами, но Сергей Шойгу из самолета так и не вышел. Позднее стало известно, что министру предлагали выехать в российское посольство, но он отказался.

Около 9 вечера, после почти трех часов переговоров Польша все-таки согласилась признать ранее выданное разрешение на предоставление воздушного коридора. И наш борт вылетел. В Москве приземлились в 23.15 с более чем четырехчасовым опозданием.

Уже по прилету стало известно, что поляки запретили пролет самолета якобы из-за его военного статуса. Изменив его на гражданский, самолет министра обороны сразу был допущен к пролету в польском воздушном пространстве, оправдывались в польском МИДе. При этом настораживало, что никаких проблем с пролетом российского ТУ-154 в воздушном пространстве Польши по дороге из Москвы в Словакию не возникло.

Источник: Российская газета