Аттестат зрелости для Ассоциации Вертолетной Индустрии


14 декабря 2014 года Ассоциации Вертолетной Индустрии исполнилось 8 лет
14 декабря 2014 года Ассоциации Вертолетной Индустрии исполнилось 8 лет. Нельзя сказать, что это какая-то особенная круглая дата, но некоторые параллели можно провести – не так давно, в нашем общем прошлом, после обучения в школе все мы получали «аттестат зрелости». В этом году пришло время вручать аттестат зрелости и Ассоциации.

Не секрет, что уходящий год для российской вертолетной индустрии был знаковым и очень непростым – это обусловлено как экономическими, так и политическими причинами. Однако следует отметить, что ассоциации и отрасли удалось успешно продолжить работу, направленную и на улучшение показателей безопасности полетов, и на создание комфортной бизнес-среды для всех участников российского вертолетного рынка.

За 8 лет существования уже сложно представить вертолетную отрасль России без инициированных Ассоциацией и ставших традиционными проектов HeliRussia, Вертолетный Форум,  «Вертолетная гонка Кубок Миля», «Русский час» на HeliExpo, журнала «Вертолетная Индустрия», «Премия АВИ». Посредством всех своих проектов, мероприятий, конкурсов и информационных возможностей Ассоциация из года в год охватывает все больше стратегически важных для вертолетной индустрии направлений деятельности, все шире становится перечень решаемых ею практических задач.

И начать стоит с инициированного Ассоциацией проекта HeliRussia – главного события в отечественной вертолетной жизни, крупнейшей европейской выставки, которая ежегодно становится своего рода отправной точкой и дает мощный толчок не только развитию более эффективной внутренней и международной кооперации, но и служит решению целого комплекса актуальных вопросов вертолетной индустрии страны.

В этом году выставка HeliRussia собрала 212 компаний из 20 стран мира, предоставляющих услуги в сфере производства, разработки и эксплуатации вертолетов, вертолетной техники, бортового и наземного оборудования. Из них – 165 российских и 47 зарубежных (в 2013 г. на выставке было представлено всего 40 зарубежных компаний). На площади в 13 850 квадратных метров разместилась 21 машина российского и иностранного производства. Всего за 3 дня выставку посетило свыше 10 тыс. человек, прошло более 40 мероприятий в рамках деловой программы. На выставку аккредитовалось свыше 350 представителей российских и зарубежных СМИ. Среди новинок была представлена как продукция отечественных вертолетостроителей, так и новинки зарубежных лидеров отрасли.

В то же время Ассоциация проводит активную работу по продвижению российской вертолетной техники и оборудования на зарубежные рынки. 26 февраля 2014 года в рамках крупнейшей Международной выставки вертолетной индустрии Heli-Expo 2014 в г. Анахейм (Калифорния, США) состоялся очередной «Русский час» – ежегодная конференция, посвященная российской вертолетной индустрии, организованная Ассоциацией Вертолетной Индустрии совместно с крупнейшим производителем вертолетной техники – холдингом «Вертолеты России». В 2014 году главной темой «Русского часа» стало использование российских вертолетов в гуманитарных миссиях. К выступлению в рамках конференции были приглашены представители холдинга «Вертолеты России», а также крупнейших российских и международных эксплуатантов вертолетной техники. Также приглашения к участию были разосланы руководителям и представителям гуманитарных организаций (Гуманитарная авиаслужба ООН, Красный Крест), иностранным министерствам и агентствам (в том числе Лесной службе США), а также инженерным, геологоразведочным и нефтяным компаниям и СМИ.

С 2011 года Ассоциация активно работает над направлением «Модернизация». Приятно было видеть на HeliRussia-2014 продукцию украинского производителя авиационных двигателей, запорожской компании «Мотор Сич», которые, несмотря на сложную обстановку, представили целый ряд двигателей, включая новые модификации турбовальных двигателей семейства ТВ3-117, способные решить многие вопросы эксплуатации семейства вертолетов МИ-8 и Ка-32.

Как дополнительную и эффективную площадку работы над задачами вертолетной отрасли Ассоциация использует и «Гидроавиасалон» в Геленджике – ключевое событие в авиационной и морской жизни России. Так, в 2014 году здесь с успехом прошел круглый стол Комитета АВИ по безопасности полетов «Культура безопасности авиационной деятельности на вертолетах ГА России», дискуссия которого и стала основой для выработки повестки дня VII Вертолетного форума. А открытое заседание рабочей группы «Поставки АТИ» позволило всем заинтересованным присоединиться к АВИ для выработки мер, позволяющих сделать бизнес поставок авиационно-технического имущества для вертолетов более цивилизованным и ответственным.

Под эгидой Ассоциации проходит множество мероприятий, направленных на популяризацию вертолетного спорта и вертолетного транспорта. Так, традиционная гонка на Кубок КБ Миля уже в 10-й раз собрала ведущих отечественных пилотов. В этом году в гонках приняло участие 9 экипажей на вертолетах производства ОАО «Вертолеты России», Bell и Robinson Helicopter. Команды вылетели из Москвы 2 сентября и, на пути в Геленджик, успешно прошли промежуточные контрольные точки в Калужской, Воронежской и Ростовской областях и Краснодарском крае. В гонке принимали участие как профессиональные пилоты, так и пилоты-любители, которые соревновались в выполнении ряда заданий на точность, навигацию и скорость. Ключевым же событием стало участие в вертолетной гонке новейшего российского многоцелевого вертолета «Ансат» производства «Казанского Вертолетного Завода».

Ассоциация активно поддерживает мероприятия членов ассоциации  по самым актуальным вопросам. Так, в апреле этого года – традиционную конференцию АУЦ «Русских Вертолетных Систем» по подготовке к работе в весенне-летний период, в рамках которой участники обсудили вопросы обеспечения безопасности полетов как с технической, так и с медицинской точки зрения. В июне – научно-практическую конференции Курского ОАО «ПРИБОР» по различным аспектам разработки и эксплуатации систем регистрации полетных данных. В мае – открытие первых двух вертолетных площадок, построенных в Москве одним из учредителей Ассоциации – «Русскими Вертолетными Системами» в рамках реализации Государственной программы г. Москвы по развитию транспортной системы в 2012-2016 гг.

Помимо ставших традиционными и знаковыми проектов, конкурсов и мероприятий, инициированных Ассоциацией, есть масса текущих вопросов, решаемых по запросу отдельных членов ассоциации или отрасли в целом относительно разнообразных и порой довольно острых вопросов организации летной деятельности и развития стандартов летной работы, технического обслуживания и модернизации, поставок авиазапчастей и оборудования, топливообеспечения, финансирования и страхования, нормотворчества и законодательного регулирования.    

С первых своих шагов Ассоциация обозначила как залог успеха выработку оптимальных для отрасли решений и консолидацию усилий всех участников вертолетного сообщества. Как пример – успешно реализованная с 1 января 2014 года инициатива Ассоциации по отмене 5% таможенной пошлины на авиационный бензин, когда к работе над проблемой снижения стоимости импортного топлива с целью удешевления стоимости летного часа авиатехники в России подключились не только члены ассоциации, но поставщики авиационного бензина – дистрибьюторы Shell, ConocoPhillips, Total и ряда других. Другое непростое, но перспективное для экономики и ряда социальных задач, направление, где требуется консолидированный и взвешенный подход – полеты над Москвой,  развитие инфраструктуры и сети вертолетных площадок в столице и в регионах.

Но особое внимание Ассоциации с самого ее основания уделяется развитию системного подхода к обеспечению безопасности полетов – как основе безопасности существования отрасли в целом. Начиная с 2011 года идет совместная работа с Межгосударственным Авиационным Комитетом по развитию работы IHST-CIS с целью исследования, адаптации и внедрения международного опыта в практику управления безопасностью полетов в России и странах СНГ. Фокус внимания сегодняшнего форума направлен на один из важнейших аспектов темы безопасности  – партнерство. На наш взгляд – это ключевой аспект, и он достоин самого пристального внимания на всех этапах развития системного подхода к управлению безопасностью полетов.

Так заслужила ли Ассоциация свой «Аттестат зрелости»? В полной мере! За прошедшее время Ассоциация не просто приросла новыми членами, но и многократно расширила свою сферу компетенции, прошла большой путь от простого объединения производителей вертолетов, вертолетного оборудования и эксплуатантов в сторону полноценной профессиональной некоммерческой организации, консолидирующей самые различные по специфике компании и занимающейся комплексным развитием вертолетной индустрии в целом.