Проблемы обледенения вертолетов обсудят на HeliRussia 2015


Борьба с обледенением в авиации существует столько же, сколько существует авиация. При этом борьба с обледенением на земле очень быстро выделилась в отдельную проблему

Борьба с обледенением в авиации существует столько же, сколько существует авиация. При этом борьба с обледенением на земле очень быстро выделилась в отдельную проблему. Защитой самолетов от обледенения на земле в процессе выполнения техобслуживания, подготовки к вылету занимаются все ведущие производители самолетов, научно исследовательские центры и структуры. При этом, аналогичной проблемой для вертолетов не занимается никто.

Межгосударственным Авиационным Комитетом совместно с ЦАГИ ведется большая работа по противообледенительной защите воздушных судов. Недавно разработан проект руководства «РЕКОМЕНДАЦИИ по защите воздушных судов от наземного обледенения». Очень полезный и важный документ, но разработан он для самолетов.

Применение всех положений этого документа в вертолетной авиации невозможно по многим причинам, как технологическим, так и чисто конструктивным. Особенности конструкции вертолета делают просто невозможным применение многих технологий и методик, применяемых для очистки и защиты самолетов от обледенения. При этом проблема очистки и защиты от обледенения для вертолетчиков не менее актуальна. Особенно если учесть одно из главных идеологических отличий эксплуатации вертолетов – вертолеты всегда или почти всегда базируются в условиях практически полного отсутствия аэродромной инфраструктуры.

К сожалению, именно в этих условиях и происходит обледенение вертолетов на земле. При этом рекомендации разработчиков в этом вопросе весьма скудные и, как правило, сводятся либо к хранению вертолетов в ангарах, либо к полному очехлению вертолета. Для устранения обледенения использовать теплый воздух. Все.

Реальные условия эксплуатации ставят гораздо более сложные задачи.

Как их решать? Какими силами и средствами? Как определить разумный баланс необходимого оборудования и материалов для обеспечения защиты вертолетов в условиях интенсивного наземного обледенения? Как и чем обрабатывать вертолеты в случае, если обледенение все-таки произошло?

На эти и многие другие вопросы можно найти ответы. В том числе и зафиксировать их в специальном руководстве «РЕКОМЕНДАЦИИ по защите вертолетов от наземного обледенения», которое необходимо выпустить для повышения безопасности полетов вертолетов.

Для обмена опытом, для выработки коллегиальных решений в этом важнейшем для всех авиаторов вопросе Ассоциация Вертолетной Индустрии приглашает принять участие в круглом столе «Безопасность полетов. Борьба с наземным обледенением», который пройдет в рамках 8 –й Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2015.