Ярмарка тщеславия


Abu Dhabi Air Expo – это тусовка для потребителей с самой высокой самооценкой, балансирующей на грани абсурда: зачастую клиенту важен не тип самолета, а обслуживание на борту и масштаб лайнера, а ценник - это уже вторичный фактор
На минувшей неделе, без особого пафоса, в столице ОАЭ Абу-Даби прошел традиционный авиасалон, который сложно отнести к значимым международным событиям. Отсутствие каких-либо контрактов, два десятка самолетов и вертолетов, еще больше лимузинов, и публика, готовая купить и сразу все по заоблачным ценам. Это первое впечатление от трех проведенных дней в «обновленном» столичном Al Bateen Executive Airport, который удобно вписался в деловой квартал Абу-Даби. Именно здесь организаторам удалось на единой площадке собрать ведущих ближневосточных операторов, которые оказывают услуги в самом высоком сегменте, и именно здесь посещение самолета подразумевает весьма приличный контракт, причем для обоих сторон. Поэтому весьма логично, что рядом с современными бизнес-джетами Gulfstream G650 и Falcon 7X, а также новичком Embraer Legacy 500, удачно разместились VVIP лайнеры ACJ340, BBJ и подобные им «классические» машины с фешенебельными салонами. И как нам показалось, к этим эксклюзивным бортам было приковано основное внимание посетителей, каждый второй из которых – потенциальный пассажир или владелец.



Abu Dhabi Air Expo – это тусовка для потребителей с самой высокой самооценкой, балансирующей на грани абсурда: зачастую клиенту важен не определенный тип самолета, а обслуживание на борту и масштаб лайнера, а ценник – это уже вторичный фактор. И такой ситуацией активно пользуются операторы, так называемой «новой волны». Сейчас особенно заметно, что на рынок Залива пришли и активно работают компании, специализирующиеся исключительно на широкофюзеляжных лайнерах, где есть возможность реализовать все самые амбициозные задумки дизайнеров. И вот рабочими лошадками таких операторов становятся самолеты, построенные на платформах Airbus 330/340, Boeing 777/767.

Конечно же настоящий фурор произвел саудовский Sky Prime Aviation Services со своим 77-местным Airbus Corporate Jet 340, который предлагают для чартерных рейсов с ценником от $22000 за летный час. Оказавшись на борту, вначале просто теряешься, а потом отчетливо понимаешь, что этот пассажир никогда не перейдет на суперсредние и даже ультрадальние джеты – уровень не тот, как бы парадоксально это не звучало.



Порадовали своим «штучным товаром» и местные Al Jaber Aviation и Royal Jet, не отстал от них и Qatar Executive, впервые представивший широкой ближневосточном публике свой новенький Gulfstream G650. В Qatar Executive уверены, что их будущая флотилия Gulfstream сможет удовлетворить спрос самых изысканных клиентов в регионе, несмотря на сильнейшую конкуренцию. На ACJ318 Elite нам удалось слетать в соседнюю Саудовскую Аравию, где как раз и сконцентрирован основной пул клиентов на лайнеры данной категории. Впечатления самые позитивные, впрочем об этом полете мы расскажем отдельно в ближайших выпусках BizavWeek.

Общаясь с представителями перевозчиков, мы сделали вывод, что ближневосточный рынок VVIP услуг, несмотря на непростую экономическую ситуацию в мире, почти не сократился. Более того, клиент активно «пошел» на большие лайнеры с оптимальным
набором услуг на борту. А вот география полетов немного изменилась. «Классические» Европа и США понемногу уступают рейсам внутри региона и на Дальний Восток, особенно в Китай и Японию. Но по-прежнему приобладают именно полеты на отдых. Для бизнес-визитов используются менее презентабельные джеты с возможностью садится в небольших аэропортах.

Особые надежны на региональный рынок стран Персидского Залива делают в Dassault Falcon. Представители французского производителя считают дни до начало поставок нового 8Х. Первые машины будут предназначены для местных операторов. Как рассказали нам в компании, сейчас доля поставок Dassault Falcon в регион составляет около 20% от мировых продаж. Самым популярным джетом по-прежнему является Falcon 7X – более двадцати машин эксплуатируют Saudia Private Aviation, Wallan Aviation  Empire Aviation Group. Четверть всех поставок приходится на семейство 2000, включая версию Falcon 2000S, а также Falcon 900LX .

А вот в Embraer считают, что не за горами эра среднего класса. «Спад мировых цен на нефть в сочетании с падением спроса со стороны развивающихся рынков привел к устойчивому снижению поставок бизнес-джетов верхнего сегмента в период между январем 2014 и июнем 2015 года. В тоже время поставки бизнес-джетов в легком и среднем сегментах выросли за тот же период. Такой разворот в значительной мере обусловлен вводом в строй множества новых и модернизированных моделей и улучшением состояния экономики США. Ввод в эксплуатацию в прошлом году Embraer Legacy 500, Bombardier Challenger 350 и Cessna Citation X+ помог увеличить поставки среднеразмерных самолетов в прошлом году по сравнению с 2014 г почти на 16%. Именно средний и суперсредний классы в ближайшие три года смогут серьезно потеснить бизнес-джеты с большими кабинами на рынке Ближнего Востока», - считают в компании. «Главной машиной», безусловно, стал новейший Legacy 500, который уже активно поставляется в регион. Вторым самолетом на выставке демонстрировался Legacy 650, представленный МВ Group.

Но эта одна сторона медали. Пытаясь популизировать, если конечно так можно выразится, бизнес-перевозки «начального» уровня, на Abu Dhabi Air Expo анонсировали несколько стартапов – GI Aviation выходит на рынок авиатакси с «бюджетным» Pilatus PC-12NG, а Abu-Dhabi Aviation запускает регулярные бизнес-чартеры по примеру популярной Rotana Jet в ОАЭ и соседние страны. И вот здесь мы подметили, что количество пассажиров на эту категорию перелетов действительно зашкаливает. Al Bateen Executive Airport с его тремя FBO просто переполнен. Движение здесь везде. «Регулярные чартеры» летают словно вертолеты над московской МКАД. Бизнесмены активно пользуются альтернативой быстрого и комфортного передвижения, даже если расстояния незначительны. Ценообразование на этих рейсах весьма демократичное и позволить себе перелет может, практически, любой. Большую долю полетов составляет туристический трафик. Согласитесь, что улететь на соседний Sir Bani Yas за $60 весьма привлекательно.

Однако вертолетный сегмент был представлен весьма скромно. Самой большой экспозицией смог похвастаться Bell Helicopters с новеньким 505 Jet Ranger X и роскошным Bell 429, который оборудован VVIP салоном «MAGnificent» от Mecaer Aviation Group. Finmeccanica Helicopters представляли сразу несколько дилеров, а на статике посетителям были доступны AW139 и  AW189. Falcon Aviation Services  даже устраивал демонстрационные полеты на своих новеньких AW189, демонстрируя универсальные возможности машины. А вот Abu Dhabi Aviation и египетская Petroleum Air Services активно предлагали услуги по офшорным полетам на многочисленные платформы на Bell 412EPI и AW139.

Abu Dhabi Air Expo, который должен был отработать три дня, закончился уже в первый день. Сильнейший шторм, обрушившейся на Абу Даби 8 марта действительно натворил дел. Груда железа, поврежденные лайнеры и нерадужный прогноз, сыграли злую шутку. Решив не рисковать, главные участники авиасалона покинули его. Хотя основные задачи они выполнили: в первый день был настоящий аншлаг из официальных лиц и потенциальных клиентов.