Боевые навыки в бизнес-авиации


В инциденте с Falcon 7X HB-JFN, который произошел 24 мая 2011 года и привел к приостановке эксплуатации всех самолетов данного типа, второй пилот применил в экстренной ситуации навыки из своего военного опыта

Французские специалисты, расследовавшие инцидент с Falcon 7X HB-JFN, который произошел 24 мая 2011 года и привел к приостановке эксплуатации всех самолетов данного типа, выясняли, что второй пилот экипажа применил в экстренной ситуации навыки из своего военного опыта.   

   

В том чрезвычайном происшествии произошло неконтролируемое перемещение горизонтального стабилизатора. При подлете к аэропорту Субанг Куала-Лумпура он из нейтрального положения отклонился на 12° вниз в течение 15 секунд, что привело к снижению 7X до 13000 футов.

При этом автопилот первоначально пытался компенсировать отклонение, создав момент на кабрирование, но отключился через 8 секунд. В результате его работы угол тангажа вырос до 25°, а скорость самолета начала падать с 297 узлов (550 км/ч) до 220 узлов (407 км/ч).

Следователи сообщают, что франкоязычный второй пилот понял, что попытки взять ситуацию под контроль неэффективны и пытался объяснить это англоязычному капитану. Тогда он инстинктивно применил маневр бомбометания, который отрабатывал во время своей военной карьеры на Dassault Mirage IV и Mirage 2000.

Это маневр состоит из приближения к цели в горизонтальном полете, а перед сбрасыванием бомбовой нагрузки самолет входит в кабрирование с углом 30°. После сброса бомб следует крен до 90° со снижением и уход на полной тяге и малой высоте.

В итоге выполнив экстремальный правый крен в 98°, второй пилот взял управление под свой контроль и поддерживал крен 40-80° в течение примерно 20 секунд. Это позволило уменьшить тангаж с 41° до 10°, но при этом самолет выходил на угол атаки до 5°, а воздушная скорость падала до 150 узлов.

Falcon 7X еще раз выходил в режим неустойчивого полета, длящегося около 1 минуты. При этом тангаж вырос до 30°, а скорость полета упала до 125 узлов, а бизнес-джет поднялся на 22500 футов.

По мере того как пилоты работали над восстановлением контроля над воздушным судном, горизонтальный стабилизатор, по неизвестным причинам, вернулся обратно в нейтральное положение и экипаж восстановил контроль высоты. Пилоты продолжили заход вручную и приземлились без дальнейших инцидентов.

Эксперты выяснили, что неконтролируемый полет длился 2 мин 36 секунд, при этом самолет испытал перегрузки до 4,6g. Серьезность инцидента привела приостановке полетов всего флота 7X.

Причиной происшествия стал дефект паяного соединения в электронном блоке управления горизонтальным стабилизатором, который вызвал передачу ошибочных сигналов стабилизатору.