Турецкий тупик?


Отправляясь на берега Босфора, мы еще были под впечатлением предыдущего Istanbul Air Show, когда выставку можно было назвать «маленький ЕВАСЕ»
Отправляясь на берега Босфора, мы еще были под впечатлением предыдущего Istanbul Air Show, когда выставку можно было назвать «маленький ЕВАСЕ». Огромное количество бизнес-джетов, интересные стенды, а самое главное – открытые для диалога спикеры. Два года назад сегмент деловой авиации в общем формате выставки занимал чуть ли не 70%, а на статике демонстрировались около 40 самолетов бизнес-авиации, в том числе для поддержания статуса мероприятия Airbus и Boeing показали A350 и Boeing 747-8.

 

В этом году, еще подъезжая к General Aviation Terminal, где проходила выставка, мы наблюдали подозрительную тишину и отсутствие какого-либо движения, но списали это на наше волнение перед предстоящими встречами. Быстро пройдя регистрацию, мы продолжили наш путь в сторону павильонов, желая быстрее оказаться на статической площадке. И вот мы здесь, но ничего не понимая, мы словно во сне стараемся осмыслить что же произошло. Из нашего сегмента выставлены два самолета и несколько вертолетов. И полный «штиль». Единственное движение была замечено около Boeing 737-800 Turkish Airlines. Как оказалось позже, это своего рода юбилейный 737NG, который в этот момент передавали национальному авиаперевозчику. Вся церемония заняла считанные минуты и вновь тишина.

Так как делать было больше нечего, мы пошли общаться с теми, кто был. Dassault Falcon, кстати, единственный из «шестерки производителей джетов», представил демонстратор 7X  и 2000LX. Пообщавшись с местными представителями, мы поняли, что желания что-либо говорить у них нет. «Мы ждем. Ситуация действительно достаточно сложная, но это характерно для большинства регионов мира. Мы убеждены, что регионе будет достаточно сильный спрос и на наш новый Falcon 8X. Клиентам будут доступны более 30 конфигураций салона, возможность выполнять беспосадочные перелеты из Анкары или Стамбула, например, в Атланту. Это сделает новый бизнес-джет незаменимым средством комфортного передвижения для топ-менеджмента турецких корпораций, которые за последние несколько лет существенно упрочили позиции национального бизнеса за рубежом». Сейчас суммарный парк самолетов французского производителя в стране составляет 15 машин (4 Falcon 7X, 6 Falcon 2000 и 5 Falcon 900). Все эти борта внесены в национальный реестр Турции, еще семь-девять машин зарегистрированы за рубежом.

Почему мы там много рассказываем про Dassault Falcon? Потому что больше никого не было. Американцы полностью проигнорировали салон. И если в прошлом году один Textron привез семь бортов, а Gulfstream три, то в этот раз не было даже стендов. Аналогичным образом поступили и Bombardier с Embraer. Из турбовинтовых самолетов на статике был лишь Pilatus PC-12 местного филиала AMAC Aerospace. Но даже их достаточно красивый стенд не смог поднять настроение, и желание пообщаться как-то улетучилось.

Уже в кулуарах выставки мы услышали достаточно интересное мнение. Отнюдь не сложная экономическая ситуация, а именно политический фактор, вернее сложные взаимоотношения с Западом, в частности с США, лишили салон основных экспонентов.

Пожалуй, единственным исключением стала достаточно большая экспозиция Leonardo Helicopters, которая через своего официального представителя в стране Kaan Air представила сразу четыре машины, включая новейший AW169 с VIP салоном. «В настоящее время в Турции Leonardo Helicopters имеет портфель заказов на 30 вертолетов, включая AW119, AW109 Power, Grand/GrandNew, AW169 и AW139, а также AW189. Сейчас более 60% эксплуатирующихся в Турции вертолетов приходится на наши вертолеты. Как Вы видите представленный AW169 имеет VIP салон, и мы рады представить его нашим клиентам. Вертолет универсальный, мы не можем сказать в настоящее время какое количество заказанных машин поступит в распоряжение заказчиков в следующем году, но они точно будут».

Bell Helicopter был представлен двумя моделями: 407 и 429. Их выставил официальный представитель Sarah Havacilik. Но и тут тишина. Год назад представители американского производителя отмечали, за последние несколько лет компания существенно увеличила количество вертолетов в стране. Количество же флагманских Bell 429 в Турции на сегодняшний день самое большое среди европейских и азиатских стран. И мы это знаем, но вот в Sarah Havacilik наше желание «серьезно пообщаться» явно не вызвало энтузиазма.

Возвращаясь в павильоны, мы забежали в пресс-центр. В прошлый раз здесь кипела жизнь, а сейчас – пустота, лишь два местных журналиста что-то вдумчиво пытались набросать для будущих материалов. А работа в павильонах напоминала смесь из глупых вопросов праздношатающейся молодежи на фоне достаточно убогих стендов и полного отсутствия деловой атмосферы. Бизнес-операторы, с которыми мы работали на протяжении последних двух лет, вообще не приехали на салон. Где стенды MNG Jet, Tarkim Aviation, Zorlu Air и других крупных игроков рынка? Ответ на этот вопрос мы так и не нашли. В прошлый раз многие компании, работающие на вторичном рынке, активно использовали Istanbul Air Show в качестве площадки для продаж. И мы знаем, что несколько самолетов действительно были проданы.

На весь салон и общение у нас ушло чуть меньше двух часов. Полное разочарование и масса вопросов – основной итог выставки.