Отправляясь на берега Босфора, мы еще были под впечатлением предыдущего Istanbul Air Show, когда выставку можно было назвать «маленький ЕВАСЕ»
В этом году, еще подъезжая к General Aviation Terminal, где проходила выставка, мы наблюдали подозрительную тишину и отсутствие какого-либо движения, но списали это на наше волнение перед предстоящими встречами. Быстро пройдя регистрацию, мы продолжили наш путь в сторону павильонов, желая быстрее оказаться на статической площадке. И вот мы здесь, но ничего не понимая, мы словно во сне стараемся осмыслить что же произошло. Из нашего сегмента выставлены два самолета и несколько вертолетов. И полный «штиль». Единственное движение была замечено около Boeing 737-800 Turkish Airlines. Как оказалось позже, это своего рода юбилейный 737NG, который в этот момент передавали национальному авиаперевозчику. Вся церемония заняла считанные минуты и вновь тишина.
Так как делать было больше нечего, мы пошли общаться с теми, кто был. Dassault Falcon, кстати, единственный из «шестерки производителей джетов», представил демонстратор 7X и 2000LX. Пообщавшись с местными представителями, мы поняли, что желания что-либо говорить у них нет. «Мы ждем. Ситуация действительно достаточно сложная, но это характерно для большинства регионов мира. Мы убеждены, что регионе будет достаточно сильный спрос и на наш новый Falcon 8X. Клиентам будут доступны более 30 конфигураций салона, возможность выполнять беспосадочные перелеты из Анкары или Стамбула, например, в Атланту. Это сделает новый бизнес-джет незаменимым средством комфортного передвижения для топ-менеджмента турецких корпораций, которые за последние несколько лет существенно упрочили позиции национального бизнеса за рубежом». Сейчас суммарный парк самолетов французского производителя в стране составляет 15 машин (4 Falcon 7X, 6 Falcon 2000 и 5 Falcon 900). Все эти борта внесены в национальный реестр Турции, еще семь-девять машин зарегистрированы за рубежом.
Почему мы там много рассказываем про Dassault Falcon? Потому что больше никого не было. Американцы полностью проигнорировали салон. И если в прошлом году один Textron привез семь бортов, а Gulfstream три, то в этот раз не было даже стендов. Аналогичным образом поступили и Bombardier с Embraer. Из турбовинтовых самолетов на статике был лишь Pilatus PC-12 местного филиала AMAC Aerospace. Но даже их достаточно красивый стенд не смог поднять настроение, и желание пообщаться как-то улетучилось.
Уже в кулуарах выставки мы услышали достаточно интересное мнение. Отнюдь не сложная экономическая ситуация, а именно политический фактор, вернее сложные взаимоотношения с Западом, в частности с США, лишили салон основных экспонентов.
Пожалуй, единственным исключением стала достаточно большая экспозиция Leonardo Helicopters, которая через своего официального представителя в стране Kaan Air представила сразу четыре машины, включая новейший AW169 с VIP салоном. «В настоящее время в Турции Leonardo Helicopters имеет портфель заказов на 30 вертолетов, включая AW119, AW109 Power, Grand/GrandNew, AW169 и AW139, а также AW189. Сейчас более 60% эксплуатирующихся в Турции вертолетов приходится на наши вертолеты. Как Вы видите представленный AW169 имеет VIP салон, и мы рады представить его нашим клиентам. Вертолет универсальный, мы не можем сказать в настоящее время какое количество заказанных машин поступит в распоряжение заказчиков в следующем году, но они точно будут».
Bell Helicopter был представлен двумя моделями: 407 и 429. Их выставил официальный представитель Sarah Havacilik. Но и тут тишина. Год назад представители американского производителя отмечали, за последние несколько лет компания существенно увеличила количество вертолетов в стране. Количество же флагманских Bell 429 в Турции на сегодняшний день самое большое среди европейских и азиатских стран. И мы это знаем, но вот в Sarah Havacilik наше желание «серьезно пообщаться» явно не вызвало энтузиазма.
Возвращаясь в павильоны, мы забежали в пресс-центр. В прошлый раз здесь кипела жизнь, а сейчас – пустота, лишь два местных журналиста что-то вдумчиво пытались набросать для будущих материалов. А работа в павильонах напоминала смесь из глупых вопросов праздношатающейся молодежи на фоне достаточно убогих стендов и полного отсутствия деловой атмосферы. Бизнес-операторы, с которыми мы работали на протяжении последних двух лет, вообще не приехали на салон. Где стенды MNG Jet, Tarkim Aviation, Zorlu Air и других крупных игроков рынка? Ответ на этот вопрос мы так и не нашли. В прошлый раз многие компании, работающие на вторичном рынке, активно использовали Istanbul Air Show в качестве площадки для продаж. И мы знаем, что несколько самолетов действительно были проданы.
На весь салон и общение у нас ушло чуть меньше двух часов. Полное разочарование и масса вопросов – основной итог выставки.