BizavNews удалось познакомиться с известным итальянским художником, чьи работы украшают кабинеты топ-менеджеров ведущих компаний, работающих на рынке деловой авиации, и частные коллекции
Согласитесь, что деловая авиация, как у нас, так и на Западе, в последнее время очень прочно ассоциируется с искусством. Ну, а как по-другому. Пытаясь привлечь клиентов, компании стараются сделают свой продукт уникальным. Это футуристические интерьеры и грациозные формы самолетов и вертолетов, навеянные мотивами будущего. Разве HondaJet – не произведение искусства? Но вот когда бизнес-джеты становятся предметом работы художников, начинается самое интересное. Самолет как будто оживает, но совершенно в новом облике. Заметны становятся те детали, на которые мы вообще не обращали внимание. А если стиль маэстро в корне отличается от традиционного, то получаешь максимально эстетическое удовлетворение от увиденного.
BizavNews удалось познакомиться с известным итальянским художником, чьи работы украшают кабинеты топ-менеджеров ведущих компаний, работающих на рынке деловой авиации, и частные коллекции. А его выставки собирают аншлаг. Знакомьтесь – Макс Робино.
Г-н Робино, расскажите, пожалуйста, а как возникла идея работать с самолетами, особенно с бизнес-джетами?
Все началось в 2015 году, я хотел сделать интересный, свежий и значимый для меня проект. В тот год я много путешествовал по Италии в поисках ретромашин для одной выставки. А так как у меня набралось достаточно материала, мы встретились с владельцем галереи Zeppelin и решили, что выставке – быть. Это мой первый замысел, основанный исключительно и полностью на рисунках, а не картинах. Назывался он Fast Art Take Away, и значение его заключалось в том, чтобы показать и рассказать публике об итальянском автопроме в период с 50-х до 70-х гг. – это был самый расцвет экономики, и в эти годы создавались самые настоящие автомобильные произведения искусства, о которых, как оказалось, мало кто знает. После вернисажа мои друзья, а теперь и партнеры из компании Jet24, спросили меня, смог бы я с такой же страстью и в моем стиле создать работы, где бы главными героями были джеты. И я, конечно, ответил – да, мне очень интересно. Совместно мы придумали несколько идей, среди которых особо мне дорог арт-проект журнала Top Flight – Авиация как искусство.
В каком стиле творит маэстро, и что его особенно воодушевляет?
Я «родом» из мира современного искусства, а еще точнее из его концептуально-абстрактной области. Стиль для меня – это, безусловно, один из самых главных элементов, это то, что приводит нас к ясному и новому прочтению того или иного произведения. Что касается, например, работ из авиа и авто тематики, я сконцентрировал свое внимание на отдельном взятом объекте, «вычистив» его от всех лишних элементов и поместив его в центр внимания зрителя.
Макс, Ваша самая лучшая работа?
В моей работе самое главное – это хорошее настроение и позитивный настрой. Все остальное, что вы могли слышать от художников – это легенды и быль. Не существует лучшей работы, а существует только хорошая работа, которая позволяет идти вперед с осознанием того, что ты можешь сделать лучше. Был момент, когда я преподавал живопись в моей студии в Милане, и я всегда поощрял моих студентов в поиске нового языка, новых образов и своего стиля для того, чтобы была какая-то внутренняя эволюция художника, иначе все быстро превратится в перерисовывание того, что было раньше. Проще говоря, в жизни существует много интересных вещей, происходят интересные события – от нас зависит, сможем ли мы их распознать и правильно оценить. Путь художника и жизненный путь – это две совершенно идентичные вещи и только в конце жизни станет более или менее понятно, что мы сделали хорошо, а что нет. На мой взгляд, какое-либо произведение или картина, или рисунок, или инсталляция имеют точно такую же важность и значимость, как день, который мы проживаем, ведь прожить мы его можем интересно и хорошо или совсем наоборот.
Интересно, а что испытывает автор при создании картин и насколько наглядный образ самолета влияет на передачу эмоций?
Что я испытываю при создании картин? Я мог бы сейчас пуститься в философско-художественные размышления, которые так любят кураторы современного искусства, говоря обо всем и ни о чем, но я постараюсь ответить на этот вопрос как можно проще.
Каждый художник несет в себе культурно-художественный, назовем его, багаж, свое представление о мире и о красоте. Конечно, в течение жизни и стиль и работы могут и должны претерпевать изменения – художник совершенствуется, развивается. Вот, собственно, на этом и строится создание того или иного произведения. В современном мире работа художника отличается от творений «исторических» художников хотя бы тем, что раньше, например, одна единственная картина могла иметь огромное значение и важность. Сейчас же все изменилось и самое главное – это концепция, идея, и это – интеллектуальная и самая главная составляющая проекта, затем идет процесс создания работы, и это, конечно, рутина, и не надо из этого делать мистику или какое-то чудо «рождения» произведения искусства. Все самое основное происходит в голове художника, а материальное воплощение – это лишь одно из средств показать это публике.
Затем, конечно, нужно знать правила рынка и адаптироваться к нему, существуют еще заказы клиентов, коллекционеров. Например, приходит ко мне галерист или посредник и заказывает мне 200 картин в год, конечно, я не буду ждать вдохновения, а сразу примусь за работу. Искусство – это бизнес. Да, это не очень поэтично звучит, наверное, но это основные аспекты современного мира, в котором мы с вами живем и работаем. Но, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то я мог бы назвать этот период «поэзией во время постидустриализма», собственно это то, чем я в данный момент занимаюсь и что мне интересно.
Индустрия современных средств транспорта от машин до самолетов сконцентрирована в основном на аэродинамике и безопасности, что влияет на саму форму (хотя круглые формы – это очень чувственно!). Зато эстетическая сторона восполняется в интерьерах салонов и в наружной персонализации самолетов, мне это очень нравится, я восхищаюсь дизайнерами, которые разрабатывают интерьеры для бизнес-джетов. Но что касается формы, я, безусловно, абсолютный поклонник моделей, созданных между 1-й и 2-й мировыми войнами.
Как на рынке оценивают работы автора и есть ли любимый производитель?
Работы на западном рынке имеют очень простой критерий для определения своей стоимости. Мы пользуемся так называемой французской системой, основанной на понятии коэффициента. Приведу пример: молодой художник, который еще учится в Академии, но уже начал понемногу выставляться, обычно имеет коэффициент 0,7%, что соответствует 700 Euro за метр. Стоимость высчитывается, суммируя размер работы в высоту и в ширину.
Затем, набрав определенное количество выставок, молодой художник переходит к коэффициенту 1. Например, картина размером 100 на 150 см будет стоить 2500 Euro.
Как начать стоить дорого? :) Художественный опыт, резюме с большим количеством выставок, работы, выставляемые или принятые в музеи, публикации в каталогах, важные персональные и коллективные проекты и, естественно, спрос на рынке – все это повысит работы художника до коэффициента 3. Все, что будет стоить больше – это уже операции в высшем эшелоне, на официальных аукционных торгах. Хочу сразу предупредить, что нужно быть внимательными при покупке картин. Очень часто галеристы раздувают цены без какой бы то ни было причины и очень часто без ведома самого художника.
Что же касается моих концептуальных абстрактных работ, то после участия в 54-й венецианской биеннале и после серии выставок в музеях Милана Турина и Палермо, а также после участия в специальном проекте 5-й московской биеннале, они хорошо продаются при коэффициенте 2,5.
Если среди Ваших клиентов россияне?
В России у меня есть несколько очень важных коллекционеров и клиентов. Однажды один из них за раз приобрел сразу 16 моих работ для своей коллекции. Очень неплохо, я бы сказал, учитывая, что в последние годы мы живем в период мирового кризиса.
Обращались ли к Вам профессиональные разработчики интерьеров бизнес-джетов и вертолетов?
Что касается интерьеров бизнес-джетов, то на данный момент я, к сожалению, еще не имел возможности поработать с профессионалами из этой области. Но, должен признаться, что с удовольствием внес бы свой вклад и свои идеи для создания уникального и стильного интерьера самолета.
Г-н Робино, а какие самолеты и вертолеты Вас воодушевляют больше всего?
(Смеется). Сложно сказать, пожалуй, Gulfstream G650, Challenger 605, Falcon 900LX, Legacy 450 и Citation M2, ну и, конечно, мой любимый Robinson R44 Raven II.