В преддверие церемонии вручения Премии «Крылья Бизнеса» нам выпала возможность побеседовать со специальным гостем мероприятия, автором и исполнителем самых известных песен о летчиках, полетах и о небе, Валерием Сюткиным
В преддверие главного события февраля – церемонии вручения Премии «Крылья Бизнеса» – нам выпала уникальная возможность побеседовать со специальным гостем мероприятия, автором и исполнителем, пожалуй, самых известных песен о летчиках, полетах и о небе, Валерием Сюткиным. О своей страстной любви к самолетам, которая нашла свое отражение в его творчестве, он рассказал в специальном интервью BizavWeek.
Валерий, все Ваше творчество, буквально пропитано авиационным духом - духом свободы, духом полетов, это случайно или нет?
Я действительно очень люблю самолеты, и среди прочих видов транспорта предпочитаю именно их. А попал я в авиацию еще в далеком 1976 году, когда служил в Военно-воздушных силах на Дальнем Востоке.
Говорят, стоит один раз испытать полет, и глаза навечно будут устремлены в небо. Какие эмоции сопровождают Вас, когда Вы в очередной раз поднимаетесь на борт самолета?
Честно говоря, свой первый полет я совершил довольно поздно – как раз в армию летел первый раз на самолете. А потом, когда с 1982 года стал профессиональным музыкантом, стал летать, конечно, часто – все время дороги. Думаю, за эти 35 лет налет обеспечен даже уже не на стюардессу :)
С таким впечатляющим «летным стажем» авиаперелеты для Вас уже стали рутиной, или каждый раз испытываете какие-то новые ощущения?
Иногда я засыпаю еще до того, как взлетели, но есть несколько перелетов на моей памяти, когда попадали в грозовой фронт – тогда было не до сна. Еще раньше, когда все не так строго было, случалось, что пилоты приглашали меня в кабину посмотреть. Но сейчас и правила ужесточили, да и я сам не буду лезть – я уже все видел.
Премия «Крылья Бизнеса» - оценка достижений в области деловой авиации. А Вы когда-нибудь летали на частных самолетах или вертолетах? Если да, каковы ваши впечатления?
Летал, конечно, и не раз. Но это либо с друзьями, у которых есть возможность, либо опять же по работе, когда по-другому не добраться, и за нами присылают борт. Но чаще я летаю бизнес или первым классом.
Что Вам больше по душе: шикарный широкофюзеляжный лайнер или небольшой самолет, который идеально передаст настроение и ощущения от полета?
Зависит от того, куда лететь и какой компанией. На дальние расстояния в большом самолете, где можно встать в полный рост, мне все же комфортнее. На 2-3 часа полета быстрый и комфортный самолетик, конечно, удобно. Но когда перелет длительный, 8 часов, я предпочитаю первый класс на А380 или В777, особенно люблю авиакомпанию Emirates, а до Европы очень достойный бизнес-класс у Аэрофлота.
А на вертолетах летали когда-нибудь?
Да, можно сказать на всех – и на Robinson, и на Bell и даже на Ми-24. Про Ми-8 я вообще не говорю – я ведь в прошлом работал в Тюменской филармонии, а в том регионе все передвижения между городами в основном на них.
И как ощущения от вертолетов?
Иные ощущения, конечно, чем на самолете. Особенно мне запомнился полет на вертолете Bell над Африкой – там небо волшебное, я такого нигде не видел! Очень яркие краски, удивительные облака, все постоянно меняется – можно сказать, настоящая жизнь в небе. Не то, что у нас – от Москвы до Ленинграда сплошная облачность. А там такие краски переходящие, закаты… Кстати, во время путешествия по Африке я летал не только на вертолете, но и на Cessna и даже на воздушном шаре встречал рассвет – красота!
Еще я летал с Леонидом Аркадьевичем Якубовичем, когда он пилотировал Ан-2. Летал с Эдиком Вороневским на Ил времен отечественной войны. Единственное, что не застал – это Concord и Ту-144. А остальные практически все – вся линейка Л-410, Ту-104, Ил-62.
Вы сами пилотируете?
Нет, но мне давали Л-410 подержать под присмотром – там, держи курс, следи за прибором, здесь снижение, вот высота. Это в Афганистане во время войны, когда в безопасные дни летели над своей контролируемой территорией и без пассажиров, только мы и группа.
Еще у нас было несколько туров. В 1990-е годы была такая частная авиакомпания «Орел-Авиа», и с ней мы организовали целый тур по России на Як-40 – замечательная машина! У нас на борту было написано «Браво», как полагается – одни приятные воспоминания об этом туре. Еще у нас был полет, приуроченный к Олимпиаде в Сочи. Это был интересный маршрут из Калининграда в Сочи с посадками в разных городах, где мы давали концерты. Это было очень круто – летели на спортивных самолетиках Як-18, по-моему.
И потом, я же в армии был специалистом по стрелковому вооружению в истребителях МиГ-17 и МиГ-19. Но сейчас на эти «американские горки» на истребителе уже не тянет, хочется лететь пассажиром, с комфортом и хорошим настроением.
Вот в ту же Юрмалу или в Питер сейчас ходят отличные поезда, но я все равно предпочитаю самолет. Если бы еще в аэропорту не было задержек :)
Часто сталкиваетесь с задержками?
Да нет, такие случаи один к десяти – в основном все нормально. Я знаю много замечательных аэропортов – у нас очень хороший в Екатеринбурге, ВИП там просто великолепный. Но самый лучший для меня пока – это рижский. Небольшой аэропорт, но настолько грамотно спроектирован. Что касается ВИП-услуг, в Риге это организовано, как у нас Внуково-3 – отдельное здание, несколько залов: хочешь у камина сиди, хочешь – у рояля. Все быстро, комфортно – одно наслаждение!
Очень порадовал меня австралийский аэропорт города Мельбурн с коврами. А вот в Америке, где мне казалось, уровень должен быть выше, чем в Австралии, какие-то сплошные модули, как будто в Ашан прилетел :)
А за развитием бизнес-авиации следите?
Слежу, конечно! Мы ведь летаем на разных самолетах, и здорово, когда есть такие Gulfstream и Global, которые легко преодолевают тысячи километров. Беспосадочный перелет - это великое дело! Я думаю, у бизнес-авиации и малой авиации большое будущее. Вот в той же Африке мы садились на Cessna прямо на лужайку у отеля. Я тогда особенно оценил такое путешествие на небольшом самолете – быстро, удобно, и даже в здания аэропортов заходить не нужно. Для небольшой компании 8-10 человек – это вполне рентабельно.
Так что авиация – forever! Я это понял еще в армии, и потому мне было легко писать песни про полеты. Я – певец неба. «Дорога в облака», «Семь тысяч над землей» – много написано про самолеты, ведь я их так люблю!
Что бы Вы пожелали номинантам Премии «Крылья Бизнеса»?
Мне сложно определить сейчас лидеров, но уверен, это будут достойные победители. А для остальных участников – это ценный опыт. Лично меня отрицательный опыт, наоборот, очень стимулирует и мотивирует на будущие победы. Как сказал сэр Алекс Фергюсон: «Принимайте победу со смирением, а проигрыш — с достоинством». В конце концов, это общий большой праздник, и мне особенно приятно, что нам доверили его музыкальную часть. Так что до встречи 17 февраля и чистого вам неба!
Беседовала Ольга Ленина
Валерий, все Ваше творчество, буквально пропитано авиационным духом - духом свободы, духом полетов, это случайно или нет?
Я действительно очень люблю самолеты, и среди прочих видов транспорта предпочитаю именно их. А попал я в авиацию еще в далеком 1976 году, когда служил в Военно-воздушных силах на Дальнем Востоке.
Говорят, стоит один раз испытать полет, и глаза навечно будут устремлены в небо. Какие эмоции сопровождают Вас, когда Вы в очередной раз поднимаетесь на борт самолета?
Честно говоря, свой первый полет я совершил довольно поздно – как раз в армию летел первый раз на самолете. А потом, когда с 1982 года стал профессиональным музыкантом, стал летать, конечно, часто – все время дороги. Думаю, за эти 35 лет налет обеспечен даже уже не на стюардессу :)
С таким впечатляющим «летным стажем» авиаперелеты для Вас уже стали рутиной, или каждый раз испытываете какие-то новые ощущения?
Иногда я засыпаю еще до того, как взлетели, но есть несколько перелетов на моей памяти, когда попадали в грозовой фронт – тогда было не до сна. Еще раньше, когда все не так строго было, случалось, что пилоты приглашали меня в кабину посмотреть. Но сейчас и правила ужесточили, да и я сам не буду лезть – я уже все видел.
Премия «Крылья Бизнеса» - оценка достижений в области деловой авиации. А Вы когда-нибудь летали на частных самолетах или вертолетах? Если да, каковы ваши впечатления?
Летал, конечно, и не раз. Но это либо с друзьями, у которых есть возможность, либо опять же по работе, когда по-другому не добраться, и за нами присылают борт. Но чаще я летаю бизнес или первым классом.
Что Вам больше по душе: шикарный широкофюзеляжный лайнер или небольшой самолет, который идеально передаст настроение и ощущения от полета?
Зависит от того, куда лететь и какой компанией. На дальние расстояния в большом самолете, где можно встать в полный рост, мне все же комфортнее. На 2-3 часа полета быстрый и комфортный самолетик, конечно, удобно. Но когда перелет длительный, 8 часов, я предпочитаю первый класс на А380 или В777, особенно люблю авиакомпанию Emirates, а до Европы очень достойный бизнес-класс у Аэрофлота.
А на вертолетах летали когда-нибудь?
Да, можно сказать на всех – и на Robinson, и на Bell и даже на Ми-24. Про Ми-8 я вообще не говорю – я ведь в прошлом работал в Тюменской филармонии, а в том регионе все передвижения между городами в основном на них.
И как ощущения от вертолетов?
Иные ощущения, конечно, чем на самолете. Особенно мне запомнился полет на вертолете Bell над Африкой – там небо волшебное, я такого нигде не видел! Очень яркие краски, удивительные облака, все постоянно меняется – можно сказать, настоящая жизнь в небе. Не то, что у нас – от Москвы до Ленинграда сплошная облачность. А там такие краски переходящие, закаты… Кстати, во время путешествия по Африке я летал не только на вертолете, но и на Cessna и даже на воздушном шаре встречал рассвет – красота!
Еще я летал с Леонидом Аркадьевичем Якубовичем, когда он пилотировал Ан-2. Летал с Эдиком Вороневским на Ил времен отечественной войны. Единственное, что не застал – это Concord и Ту-144. А остальные практически все – вся линейка Л-410, Ту-104, Ил-62.
Вы сами пилотируете?
Нет, но мне давали Л-410 подержать под присмотром – там, держи курс, следи за прибором, здесь снижение, вот высота. Это в Афганистане во время войны, когда в безопасные дни летели над своей контролируемой территорией и без пассажиров, только мы и группа.
Еще у нас было несколько туров. В 1990-е годы была такая частная авиакомпания «Орел-Авиа», и с ней мы организовали целый тур по России на Як-40 – замечательная машина! У нас на борту было написано «Браво», как полагается – одни приятные воспоминания об этом туре. Еще у нас был полет, приуроченный к Олимпиаде в Сочи. Это был интересный маршрут из Калининграда в Сочи с посадками в разных городах, где мы давали концерты. Это было очень круто – летели на спортивных самолетиках Як-18, по-моему.
И потом, я же в армии был специалистом по стрелковому вооружению в истребителях МиГ-17 и МиГ-19. Но сейчас на эти «американские горки» на истребителе уже не тянет, хочется лететь пассажиром, с комфортом и хорошим настроением.
Вот в ту же Юрмалу или в Питер сейчас ходят отличные поезда, но я все равно предпочитаю самолет. Если бы еще в аэропорту не было задержек :)
Часто сталкиваетесь с задержками?
Да нет, такие случаи один к десяти – в основном все нормально. Я знаю много замечательных аэропортов – у нас очень хороший в Екатеринбурге, ВИП там просто великолепный. Но самый лучший для меня пока – это рижский. Небольшой аэропорт, но настолько грамотно спроектирован. Что касается ВИП-услуг, в Риге это организовано, как у нас Внуково-3 – отдельное здание, несколько залов: хочешь у камина сиди, хочешь – у рояля. Все быстро, комфортно – одно наслаждение!
Очень порадовал меня австралийский аэропорт города Мельбурн с коврами. А вот в Америке, где мне казалось, уровень должен быть выше, чем в Австралии, какие-то сплошные модули, как будто в Ашан прилетел :)
А за развитием бизнес-авиации следите?
Слежу, конечно! Мы ведь летаем на разных самолетах, и здорово, когда есть такие Gulfstream и Global, которые легко преодолевают тысячи километров. Беспосадочный перелет - это великое дело! Я думаю, у бизнес-авиации и малой авиации большое будущее. Вот в той же Африке мы садились на Cessna прямо на лужайку у отеля. Я тогда особенно оценил такое путешествие на небольшом самолете – быстро, удобно, и даже в здания аэропортов заходить не нужно. Для небольшой компании 8-10 человек – это вполне рентабельно.
Так что авиация – forever! Я это понял еще в армии, и потому мне было легко писать песни про полеты. Я – певец неба. «Дорога в облака», «Семь тысяч над землей» – много написано про самолеты, ведь я их так люблю!
Что бы Вы пожелали номинантам Премии «Крылья Бизнеса»?
Мне сложно определить сейчас лидеров, но уверен, это будут достойные победители. А для остальных участников – это ценный опыт. Лично меня отрицательный опыт, наоборот, очень стимулирует и мотивирует на будущие победы. Как сказал сэр Алекс Фергюсон: «Принимайте победу со смирением, а проигрыш — с достоинством». В конце концов, это общий большой праздник, и мне особенно приятно, что нам доверили его музыкальную часть. Так что до встречи 17 февраля и чистого вам неба!
Беседовала Ольга Ленина