Женевские смотрины


В этом году, как никогда, женевская ЕВАСЕ желаема и интересна многими – и производителями, и потенциальным покупателям
В этом году женевская ЕВАСЕ как никогда желаема и интересна многим — и производителями, и потенциальным покупателям. На фоне позитивных процессов, наметившихся на рынке Старого Света, ведущие мировые производители привезут в Женеву свои новейшие разработки, кто в виде макетов, но большинство все-таки «в живую». То чем мы говорили год назад уже воплощено в металл и ждет своих новых владельцев. Давайте «пройдемся» по основным производителям, которые стали главными ньюсмейкерами года и самолеты которых мы сможем лично увидеть и оценить.

Начнем с долгожданного европейского дебюта новейшего бизнес-джета G500 американского авиа-производителя Gulfstream Aerospace. Программа летных испытаний новейшего бизнес-джета G500 плавно подходит к завершению. Как отмечают представители компании пять летных прототипов (включая полностью оборудованный самолет) выполнили более 600 испытательных полетов, проведя в воздухе свыше 2600 часов. Как ранее анонсировали в Gulfstream Aerospace, получение сертификата типа для G500 планируется на 2017 год, а начало поставок заказчикам — на четвертый квартал 2017 года, опережая график. Безусловно, что нам самолет интересен с точки зрения пассажиров. И здесь есть чему удивиться. Весь салон адаптируется под заказчика, и особое внимание уделяется функциональности. Самолет оснащен носовым и хвостовым туалетами и полноразмерной бортовой кухней в носовой или хвостовой части. Бортовая кухня может быть дополнительно оборудована паровой печью, а также оснащается сменным миксером для напитков и холодильником, который можно разместить над рабочей поверхностью, чтобы расширить место для хранения, или под ней, чтобы оставить пространство на столе. Покрытие пола на входе, бортовой кухне и в туалетах можно выполнить из различных материалов, таких как камень и дерево. Салон G500 разделен на три пассажирские зоны и способен вместить до 19 пассажиров. Пассажиры могут работать, есть, отдыхать и спать прямо на борту.



Находясь в салоне, пассажиры остаются на связи благодаря системам спутниковой связи и различным вариантам высокоскоростного интернет-соединения, в том числе при помощи JetConneX, широкополосной службы высокоскоростной связи в Ка-диапазоне. Система управления оборудованием салона позволяет пассажирам управлять освещением, шторками на окнах, температурой и развлекательными системами с помощью сенсорных устройств. G500 отличается лучшей в отрасли шумоизоляцией, минимальной условной высотой в салоне и полностью приточной вентиляцией, что повышает умственную активность и снижает усталость пассажиров. G500 будет оснащен 14 панорамными окнами, обеспечивающими обильное естественное освещение. G500 относится к новому семейству самолетов G500 и G600, спроектированных «с чистого листа». Самолет G500 способен покрыть расстояние 5000 миль (9260 км) со скоростью 0,85 Маха или 3800 миль (7038 км) со скоростью 0,90 Маха. Он оснащен новыми двигателями PW814GA компании Pratt & Whitney Canada с превосходной топливной эффективностью, уменьшенным количеством выбросов и пониженным уровнем шума.
 
А вот один из главных конкурентов американцев – французский Dassault Falcon 8X уже поставляется клиентам. На выставке мы увидим один из демонстраторов, оборудованным новейшим пассажирским салоном. Впрочем, французы держат в тайне нюансы интерьера в надежде удивить потенциальных клиентов. Будучи производным от Falcon 7X, 19-местный бизнес-джет получил удлиненный на 1 м, 13-метровый салон и дальность, увеличенную на 925 км – 11945 км. Таким образом, он стал самым длинным и дальнобойным бизнес-джетом французского производителя. Программа 8Х была представлена на салоне деловой авиации EBACE-2014 в Женеве в мае 2014 года, вскоре после анонса программы двухдвигательного Falcon 5X. Бизнес-джет оснащается усовершенствованной версией двигателей Pratt и Whitney Canada PW307D (тяга на 5% больше по сравнению с PW307A у Falcon 7X). 8X оснащен переработанным сверхэффективным крылом от Falcon 7X. Конструкция крыла была модернизирована, чтобы свести к минимуму общее сопротивление самолета на крейсерской скорости и снизить вес на 600 фунтов. Также крыло получило оптимизированный профиль и законцовки. Эти улучшения значительно увеличили подъемную силу, и соответственно улучшили аэродинамическое качество самолета. Также самолет стал менее стабильным, и это хорошо для аэродинамики, так как горизонтальный стабилизатор с меньшим углом атаки также является источником сопротивления. Однако относительная нестабильность легко компенсируется компьютерной системой управления. 8X способен взлетать и приземляться на ВПП длинной 6000 футов (1829 м) и имеет посадочную скорость 106 узлов/197 км/час (у Falcon 7X – 104 узла). Как Falcon 7X, новый самолет способен выполнять крутые заходы с углом до 6 градусов, что позволяет ему приземляться в сложных аэропортах.


 
Еще одна громкая премьера нынешнего EBACE – дебют новейшего Cessna Citation Longitude, сертификация которого также идет с опережением графика. Citation Longitude разработан специально для максимального комфорта пассажиров и предлагает самое высокое давление при герметизации салона в своем классе, как на высоте 5950 футов. Современные технологии салона позволяют пассажирам управлять окружающей средой и системой развлечений с любого мобильного устройства, а высокоскоростной доступ в Интернет в стандарте обеспечивает максимальную производительность в полете. Салон имеет вместимость до 12 пассажиров, причем в нем можно встать в полный рост. Во всей конструкции самолета интегрированы новейшие технологии, в результате чего клиенты получат самые низкие затраты на эксплуатацию в этом классе. Он имеет следующее поколение бортового оборудования Garmin G5000 и двигатели Honeywell HTF7700L с системой FADEC и полностью интегрированным автоматом тяги. Сертификация Citation Longitude ожидается к концу этого года. На выставке мы увидим уже серийный вариант бизнес-джета с полностью установленным интерьером.


 
И еще один самолет, который нельзя обойти стороной — швейцарский Pilatus PC-24. Бизнес-джет РС-24 с самого начала разрабатывался как «воздушный внедорожник». Его непревзойденные характеристики, позволяющие эксплуатацию самолета с коротких, даже с грунтовых ВПП, открывают невероятные перспективы мобильности. Единственное воздушное судно, сочетающее размером пассажирского салона реактивного самолета среднего класса и летно-технические характеристики легких реактивных самолетов. Вот почему пришлось создать для него новую категорию: многоцелевой реактивный самолет.



Впервые новый РС-24 был продемонстрирован на выставке ЕВАСЕ-2013. Pilatus PC-24 был разработан на основе обратной связи, полученной от общения с владельцами самого успешно продаваемого турбовинтового самолета с одним двигателем Pilatus PC-12, которые хотели увеличить дальность и скорость, но хотели сохранить свойственные РС-12 эксплуатационные характеристики и способность использовать очень короткие взлетно-посадочные полосы. Основными конкурентами в ценовом диапазоне будут Embraer Phenom 300 и Cessna Citation CJ4. Согласно данным компании, самолет будет иметь дальность 3300 км (2051 миль) и развивать крейсерскую скорость с шестью пассажирами на борту равной 786 км/ч (или 488 миль/ч). Самолет оснащен двумя установленными на пилонах в хвосте силовыми установками Williams FJ44-4A, а также оборудован большой, как на РС-12, грузовой дверью и герметичным багажным отделением со свободным доступом во время полета. Основными преимуществами этого «внедорожного» самолета перед «одноклассниками» будут взлетно-посадочные характеристики, позволяющие самолету взлетать с дистанции 820 м (2690 фут), а посадочная дистанция будет составлять 770 м (2526 футов). Шасси самолета РС-24 будет предназначено для полетов с грунтовых и травяных взлетно-посадочных полос, позволяя использовать Pilatus PC-24 в труднодоступных и с неразвитой инфраструктурой аэропортах во всех частях мира.

Тем временем, канадский Bombardier, который вошел в активную фазу испытаний своего новейшего бизнес-джета Global 7000, привезет в Женеву полномасштабный макет, который сложно будет отличить от серийного самолета. Пожалуй, что Bombardier поставил жирную точку и охладил пыл армии скептиков в отношении своей принципиально новой машины — Global 7000.



Bombardier будет применять высокотехнологичные измерительные инструменты во всем производственном процессе сборки самолетов программы Global 7000/8000. На линии окончательный сборки в Торонто установлена современная автоматизированная система позиционирования, которая применяется при стыковке крыла с фюзеляжем. Эта система использует лазерное позиционирование для неизменно точного монтажа узлов самолета.

Помимо технологии лазерного позиционирования ключевой особенностью линии окончательной сборки также является шарнирно-сочлененный сверлильный робот, который с высокой точностью и повторяемостью делает отверстия под заклепки и снимает фаску на узлах и секциях фюзеляжа. Целью компании является использование роботов для клепки в автоматическом режиме при состыковке основных секций фюзеляжа.

Анонс программы семейства ультрадальних бизнес-джетов Global 7000 и 8000 состоялся в сентябре 2010 года. Global 7000 и 8000 имеют одинаковые двигатели GE Passport 20 тягой 16500 фунтов. Global 7000 по размерам больше своего собрата и имеет расчетную дальность 7400 морских миль или привычными цифрами 13705 км. (8 пассажиров, экипаж из четырех человек и скорость 0,85 Маха). Более короткий Global 8000 будет летать на дальность 7900 миль при тех же условиях, но с шестью пассажирами. Именно поэтому Bombardier и ввел такие обозначения для новых джетов семейства Global, каждое из которых обозначает дальность в морских милях. Такие возможности позволяет «семитысячному» летать без посадки из Лондона в Сингапур, или, например, из Нью-Йорка в Дубай.

В кабине экипажа будет установлен комплекс Rockwell Pro Line Fusion, оснащенный пятью 15,1 -дюймовыми ЖК-дисплеями с открытой архитектурой, что позволяет улучшить возможности ситуационной осведомленности и интеграцию с системами самолета, включая погодные радары. Кроме того, авионика учитывает растущую полетную карту и потенциальное изменение требований к полетам в воздушном пространстве. Нет будет и традиционного штурвала, на смену ему придут боковые ручки управления. Тем не менее, Bombardier не сообщает о том, будут ли ручки электронно связаны между собой, как на новых G500 и G600 компании Gulfstream, или будут двигаться независимо, как на самолетах Airbus.

Global 7000 получил самый большой в бизнес-авиации салон. Салон самолета оснащен 28 иллюминаторами, диаметр каждого из которого на 80% больше, чем у Global Express. Такая конструкционная особенность позволяет качественно освещать салон естественным образом. Наличие 4-х отдельных зон, включая частную каюту, дают возможность пассажирам самолета заниматься делами и отдыхать с максимальным комфортом. Внушительные размеры салона дают клиентам возможность выбирать варианты конфигурации на собственный вкус. Можно, например, преобразовать 4 зоны стандартного образца в две уютные кабины и просторную зону отдыха. Общая длина салона составляет 16,64 метра, высота – 1,91 метра, а ширина – 2,49 метра. Помимо огромной дальности полета основным преимуществам Global 7000 станет объем салона – почти 75 кубометров.

И так. Рассмотрим самолет с точки зрения оператора. Максимальное количество пассажиров, предусмотренное производителем – 17 человек. Для разбега бизнес джету понадобится 1,814 метров бетона, для пробега — всего 856 метров. Производитель определил и максимальную скорость самолета, она равна 955 км/ч или 0.90 Маха. Крейсерская же скорость установлена на уровне 902 км/ч или 0,85 Маха. Максимальная высота полета тоже впечатляет — 15545 м, а рабочая — 13106 м.