NBAA-2007: Новый Свет и новые тенденции деловой авиации

Насколько велик разрыв в развитии авиации Нового Света и Света Старого, настолько же отличается от своих аналогов выставка, знаменующая очередную веху деловой авиации. Без сомнений, NBAA – это главное и самое грандиозное событие в мире бизнес-авиации всей планеты
12.11.2007   Владимир Кодинцев

Насколько велик разрыв в развитии авиации Нового Света и Света Старого, настолько же отличается от своих аналогов выставка, знаменующая очередную веху деловой авиации. Без сомнений, NBAA – это главное и самое грандиозное событие в мире бизнес-авиации всей планеты.


И праздник, и работа


Факты говорят за себя: площадь экспозиции – свыше 30 тысяч кв. м, количество участников – 1152 и более 110 единиц авиационной техники! И все это за три дня экспозиции увидели около 32 тысяч посетителей этого грандиозного праздника.


Особенностью американских выставок является их «кочевой» характер. Каждый год последние достижения деловой авиации могут видеть поочередно жители всех штатов этой страны. В этом году выставка «приземлилась» в Атланте. И это не случайный выбор. 60 лет своего существования NBAA решила отпраздновать вместе с 100-й годовщиной первого полета в штате Джорджия. Да-да, страна чтит не только события государственного уровня, но и вклад каждого из штатов.


Отличие американской выставки не ограничивается ее мобильным характером, помпезностью или размахом. NBAA – это не только демонстрация «сливок» отрасли. Это фрагмент одного из этапов жизни ассоциации, в которой перемежаются праздничные моменты с моментами будничными. На протяжении выставочной недели было все: и турнир по гольфу, и собственно выставка, и обучающие семинары по актуальным вопросам. Было и событие, показывающее, что NBAA – неотъемлемая часть всего общества. Преддверием всего мероприятия стало строительство членами ассоциации детского игрового городка. По-моему, неплохое начало.


Взгляд в завтра


Как и подобает, наиболее внушительными и привлекающими интерес стали стенды компаний-производителей летательных аппаратов. Интерес зиждился в первую очередь на «начинке» каждого из стендов. И производители не скупились на премьеры. Новые модели перемежались на стендах с концептуальными образцами самолетов. Три дня возможности не только посидеть в салоне самых дорогих и респектабельных воздушных судов, но и заглянуть в завтрашний день деловой и частной авиации. Среди представленных новинок: новый Hawker 900ХР, очередное поколение Pilatus PC-12, интерьер Adam A700, концепт-образцы Eclipse и Piper Jet.
Помимо демонстрации нового LearJet 60XR, корпорация Bombardier произвела впечатление на участников конгресса, представив новую пилотскую кабину – Global Vision Flight Deck – для дальнемагистральных бизнес-джетов Global 5000 и Global Express XRS. Отличительной чертой этой разработки стал комплект авионики Pro Line 21 Fusion компании Rockwell Collins, который также был впервые представлен на выставке.
Компания Honda Aircraft объявила о ряде существенных изменений в проекте HondaJet. Посетителям выставки компания представила совершенно новую концепцию дизайна интерьера современного легкого реактивного самолета, которая фокусируется на эргономичности салона, повышении комфорта и безопасности пассажиров.
Eurocopter в сотрудничестве с Домом моды Hermes раскрыл подробности уникального эксперимента совместного конструкторского и дизайнерского решения по созданию эксклюзивной винтокрылой машины. Компании представили на выставке новый вертолет Hermes. Для первого подобного опыта специально созданная команда выбрала ЕС 135.


Первым делом… бизнес


Однако несмотря на обилие новинок, по мнению специалистов, главными событиями выставки стали известия о слиянии и приобретении компаний. Заявление о покупке Columbia Aircraft сделала Cessna. Впервые за 80 лет своей истории Cessna намерена приобрести линейку самолетов, разработанных другой компанией.
О приобретении контрольного пакета акций Sino-Swearingen Aircraft у тайваньского правительства заявила компания Action aviation. По мнению руководства компании, новые инвестиции должны помочь наладить производство уже прошедшего сертификацию самолета SJ-30. Индийская King fisher Airlines приобретает 50% акций Epic с целью наладить у себя производство суперлегких джетов этой компании. При этом индийская компания надеется на помощь со стороны Airbus в сертификации самолетов Epic.


Ну и, конечно, что за выставка без ощутимых финансовых результатов для ее участников. Десятки контрактов на поставку самолетов и вертолетов разных классов сопровождали каждый день выставки. Среди наиболее крупных – поставка 30 Cessna Citation X и 80 Chelenger 300 для XOJet, 25 немецких SPn Jet от Grob Aerospace для Plane Sense. 9 новых Falcon 7X пополнят парк NetJet, а VistaJet обзаведется тремя Airbus ASJ. Airbus объявила о продаже первого A380 VIP, но не для Абрамовича. Предполагается, что самолет будет поставлен к 2010 году в одну из стран Среднего Востока.


Двумя заказами на отделку VIP-салонов A330 пополнила свой портфель Lufthansa Technik. И это далеко не полный перечень соглашений, которыми порадовали себя участники выставки. Ведь на NBAA можно не только заключить контракт на новую технику, но присмотреть и приобрести что-то из того, чем уже оперируют различные авиакомпании.


Все рано или поздно заканчивается. NBAA 2007 тоже уже позади. Разлетелись участники и гости выставки. Разлетелись, чтобы собраться в очередной раз, ровно через год, но уже в Орландо, на побережье Флориды. И очень хочется, чтобы на очередном форуме мировой элиты деловой авиации русская речь не была редкостью.