Достучаться до небес: эксплуатанты вертолетов кинули перчатку Сечину


На XI Вертолетном форуме в Казани компании-операторы выступили против насильственной утилизации возрастных вертолетов, заявив, что старая техника в эксплуатации даст фору новой

«Причудами нашего «национального достояния» назвали участники XI Вертолетного форума инициативу гендиректора «Роснефти» Игоря Сечина запретить эксплуатацию вертолетов старше 25 лет. Вслед за ним в августе этого года минпромторг и минтранс России объявили о планах осуществить радикальный проект по модернизации российского вертолетного парка, поставив под удар самую ходовую модель отрасли Ми-8 и ее «возрастные» модификации Ми-8Т, Ми-8П и Ми-8МТ. В результате этой операции в утиль будет списано 633 винтокрылых машины - почти половина авиапарка страны.

Собравшиеся на Казанском вертолетном заводе участники рынка отметили, что обновление летной техники по силам только таким крупным компаниям-операторам, как «ЮТэйр», «Роснефть», «Газпром авиа», но для большинства авиаперевозчиков эти условия могут оказаться неподъемными.

«Многие вкладывали деньги в Ми-8. Он себя проявил хорошо. Если сегодня запретить коммерческую эксплуатацию этих машин, то с рынка уйдет 15-25% компаний. Чтобы это не было ударом по эксплуатантам, все должно быть сделано поэтапно, цивилизованно», - заявил директор пермской авиакомпании «Геликс» Николай Варганов.

Зампред Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) Александр Калачев подтвердил, что ситуация приведет к экономическим потерям эксплуатантов. В России мало, кто из предприятий готов отдать полмиллиарда рублей на новый вертолет, а потом еще 9 месяцев ждать, когда он будет готов. Второй удар для авиакомпаний - повышение стоимости летного часа.

«Средний срок службы вертолетов в Европе и Америке - 26 лет. И никаких воплей, что старые вертолеты нужно утилизировать, нет. У нас раньше средний срок службы техники был 19 лет, сейчас - 33. С 1 декабря 2019 года, если вся возрастная техника будет запрещена, на всю страну останется 250 вертолетов и еще 3 вертолета МИ -26», - заявил представитель компании-эксплуатанта.

Его поддержали коллеги: пока использование Ми-8 для них выгоднее других моделей, а вот когда содержание таких геликоптеров станет накладным, они сами перейдут на новую технику.

«Зачем мы торопимся уничтожать Ми-8? Это великолепная машина - берет на борт 22 человека, и цена ее в два раза ниже других», - возмущался руководитель авиакомпании Виктор Степанов.

Старый лучше новых

Участники дискуссии в один голос отмечали: нельзя считать, что любой вертолет, старше 25 лет, опасен для эксплуатации. Своевременное техобслуживание, соблюдение всех регламентных процедур, применение качественных ГСМ и оригинальных запчастей позволяет содержать технику в хорошем состоянии годами. Как говорится, в авиации нет понятия старый-новый, а есть - пригодный к эксплуатации или нет.

Свой весомый вклад в защиту возрастной техники сделал «патриарх вертолетной науки», начальник группы «Анализа условий эксплуатации ТОиР» ГосНИИ Гражданской авиации Николай Осипов. Основной аргумент проекта по модернизации российского авиапарка - безопасность полетов.

Осипов с цифрами в руках доказывал, что, анализ данных с 1994 по 2017 год показывает: Ми-8Т - самый надежный и безопасный вертолет в мире. По этому показателю он в два раза опережает свои более поздние модификации. Показатель выживаемости без пожара у Ми-8 составляет 85%, у АМТ и МТВ - 60%, при пожаре - 50% и 30% соответственно. Повышенная аварийность этих модификаций, по словам Осипова, связана с тем, что топливные баки у них расположены сверху, близко к горячему двигателю и любое опрокидывание ведет к пожару.

Второй фактор - пересаживаясь на новые машины, летчики «впадают в эйфорию» и сильнее рискуют. Кроме того, их профессионализм ниже чем был у пилотов во времена СССР. «Повышать безопасность полетов нужно, в первую очередь, за счет повышения квалификации летчиков. Строить тренажеры и заставлять летчиков на них тренироваться», - подчеркнул эксперт.

Осипов прямо назвал тех, кто стоит за сомнительной инициативой по насильственной утилизации львиной доли вертолетного парка страны.

«Это все причуды нашего национального достояния - «Роснефти». Сечин издал приказ не использовать Ми-8Т, старше 25 лет, за ним потянулись другие прихлебатели. Международная Ассоциация производителей нефти газа издали положение об использовании воздушного транспорта. Там нет ни слова про возраст вертолетов, только сказано о поршневых вертолетах, так как они небезопасны. А наши летают на поршневых «Робинсонах». И «национальное достояние» по этому поводу молчит», - под одобрение присутствующих закончил Осипов.

Солидарен с ним и Валерий Гудимов, который считает, что «плохая статистика» складывается из-за человеческого фактора. Особенно часто ЧП случаются на незапланированных рейсах, когда vip-персон везут на охоту или рыбалку. Он же отметил, что по сравнению с советским и более поздними периодами ухудшилось качество изготавливаемой заводами продукции, поэтому возрастная техника порой в эксплуатации показывает себя лучше более «свежей». Под аплодисменты зала он бросил клич увеличить срок эксплуатации геликоптеров с 25 до 50 лет.

Омоложение - это мировой тренд

Основным интересантом проекта модернизации являются производители. Замещение возрастных вертолетов новой техникой может стимулировать производство, положительно повлиять на экономику заводов-изготовителей. С другой стороны, производственный план холдинга «Вертолеты России» настроен на определенный спрос. Форсировать выпуск новых вертолетов не всем предприятиям по плечу. Это может привести к дефициту техники.

Однако, похоже, пока об этом в холдинге не думают. Руководитель проектов АО «Вертолеты России» Николай Титов заявил, что во главу угла нужно ставить удобство и интересы пассажиров.

«Сколько бы мы эту мантру не повторяли, мы, как граждане этой страны, должны с уважением относиться к пассажирам. Мы все равно будем предлагать рынку вертолеты нового поколения, сепарировать их на пассажирские и грузовые. Мировой тренд - омоложение парка. В США, Японии, Европе более 60% - это техника моложе 25 лет. Средний возраст судов «Аэрофлота» - 4,5 года, политика компании - иметь самолеты, не старше 15 лет. Это связано с имиджем «Аэрофлота», - отметил Титов.

Другой представитель холдинга пообещал проанализировать все недостатки выпускаемой техники, и в течение 3-4 лет внести существенные изменения, которые увеличат дальность и продолжительность полетов. «Что не так с нашей техникой?» - бросил он клич в массы. «Нули уберите», - под хохот зала получил он ответ.

Представители холдинга продемонстрировали новый модельный ряд геликоптеров, в том числе новинку Ми-38. Сертификат на него получен в 2015 году, и уже есть «пакет заказов».

«Вы показали нам 5 типов новинок. Из этих машин, какие эксплуатируются, кроме «Ансата»? Ми-38 сколько эксплуатируется? Ноль. Ми-131: три выпустили, один попал в аварию...А ведь 633 машины выйдут из эксплуатации в случае запрета. Кто поставил рамку 25 лет? Чем это вызвано?», - вернул дискуссию в прежнее русло Гудимов.

Искусственный барьер

Подвел черту под обсуждением Александр Калачев. Он поддержал компании-операторов, которые в своей решимости «достучаться до небес» были готовы даже обращаться в суд. От имени АВИ был принят проект резолюции, в которой говорится, что искусственное ограничение срока службы вертолетов Ми-8 всех типов не обосновано ни с технической, ни с экономической точек зрения.

Элеонора Рылова

Источник: РБК