Деловая авиация по-украински. В Украине насчитывается несколько десятков личных самолетов и вертолетов, которые принадлежат самым богатым людям страны.

Что содержат в ангарах наиболее известные и влиятельные?

Что, содержат в ангарах наиболее известные и влиятельные?

«Я занят, у меня много работы. Да, я еще пользуюсь своим вертолетом. Все!», – прокричал в телефонную трубку запорожский губернатор Евгений Червоненко, будучи явно не в духе. Раньше он бывал более многословным, и тот факт, что у него есть красный французский вертолет Gazelle с номером 007, уже давно не секрет. Эта машина стоимостью порядка $400 тыс. успела примелькаться в регионах, которые часто посещает губернатор, а также в Киеве. По словам Червоненко, вертолет – очень удобное средство передвижения. Перелет из Запорожья в Киев занимает около 2,5 часов, тогда как на обычном самолете, с учетом регистрации, переезда в аэропорт и из аэропорта, – все четыре. Запорожский губернатор – один из немногих чиновников, кто получил лицензию частного пилота и может самостоятельно управлять своим вертолетом.

Решить дела и порадовать эго

"Ежегодно в Украине совершается до пяти сделок по приобретению самолетов", говорит коммерческий директор Центра деловой авиации Андрей Алейников. "На мой взгляд, экономически целесообразным является приобретение самолета, если вы летаете не менее 35–40 часов в месяц. В этом случае затраты соотносимы с расходами за фрахт воздушного судна", – говорит он. Разглашать имена покупателей ни один продавец не соглашается. "Никто и никогда вам не даст такую информацию!", – возмущается представитель компании «Бизнес-авиация», которая сдает в аренду и продает самолеты. Узнать, какие самолеты и сколько находятся в частной собственности, сложно не только из-за конфиденциальности. Все дело в том, что в Украине, и как и в России, самолеты не регистрируются на физических лиц. Сертификат летной годности, который обязательно выдается на каждый самолет, может быть выдан только авиакомпании. Поэтому все частные самолеты зарегистрированы либо на существующие, либо на специально созданные авиакомпании, которые эксплуатируют самолет. Такой, например, является компания Airlink International, за которой числится самолет Airbus 319 (ACJ), принадлежащий известному бизнесмену Ринату Ахметову. Стоимость такой машины колеблется в пределах $50–70 млн. Однако прописка у нее не местная: часто личные самолеты регистрируют там, где это можно сделать без волокиты и конфиденциально. Например, на острове Аруба (Нидерланды), где этот самолет и был зарегистрирован.
«Это связано с налоговым законодательством. Как и в России. Опыт показывает, что большинство приобретенных самолетов регистрируется в офшоре», – говорит вице-президент компании NetJets Тереза Канделаки. Она уверена, что собственную машину приобретают или те, кто летает больше 400 часов в год, либо те, кто радует свое эго. В Украине есть и те, и другие.

К первым причисляют Валерия Хорошковского, владельца телеканала «Интер», личное состояние которого эксперты оценивают почти в $1 млрд. «Это не просто игрушки, это вызвано целесообразностью. Хорошковскому постоянно приходилось бывать то в Норильске, то в Красноярске. У него какой-то американский джет», – говорит один из бывших сотрудников «Интера». Помощник Хорошковского Владимир Сигалов также не смог уточнить марку самолета.

Много летает и президент холдинга Media International Group Вадим Рабинович, который называет себя первым владельцем частного самолета в Украине. Приближенные к нему люди говорят, что долгое время он летал на личном самолете марки Falcon, однако уже продал его и сейчас самолеты арендует. По данным продавцов, Falcon может обойтись в сумму от $2 до $30 млн. в зависимости от технических характеристик, года выпуска и количества мест.

Самолеты этой марки наиболее популярны среди украинских бизнесменов. Falcon есть у Ахметова (кроме упомянутого уже Airbus 319). Он стоит порядка $30 млн. На Falcon летал Игорь Бакай, когда занимал должность главы «Нафтогаза Украины». Эту марку самолета почитают и братья Суркисы, собственники киевского «Динамо».

Украинские олигархи охотно делятся с коллегами своими «крыльями»: по некоторым данным, именно самолет Рабиновича был использован для транспортировки Виктора Ющенко в Австрию после отравления в сентябре 2004 г. А для перелета Виктора Януковича в Барселону, как уверяют участники авиарынка, был любезно предоставлен A319 Ахметова.

За самолетом – в очередь

Владелец ряда украинских заводов, бизнесмен Константин Григоришин, имя которого связывают чуть ли не с каждой заварушкой вокруг захвата предприятий, своим самолетом не обзавелся. Он признался журналистам в том, что при необходимости самолеты арендует. Однако совладелец группы «Финансы и кредит» Константин Жеваго, а также зять бывшего украинского президента Виктор Пинчук не отказывают себе в таком удовольствии как личный самолет. Оба обзавелись машинами повышенной комфортности Global Express. Такой самолет разработки канадской фирмы Bombardier обойдется в $40–50 млн. Жеваго, личное состояние которого эксперты оценивают в $2 млрд., заказал новый самолет. Пинчук же приобрел машину, которой ранее пользовался голливудский режиссер Стивен Спилберг.

Чтобы приобрести новый самолет, Жеваго пришлось выстоять в очереди. «Ожидание на приобретение самолета – 3–4 года», – говорит Тереза Канделаки из компании NetJets. Поэтому намного удобнее купить не целый самолет, а его часть, например, 1/8. Это значит, что все заботы о содержании самолета ложатся на продавца, а восемь собственников машины могут ее использовать в любое время. При таком варианте час полета обойдется в EUR 4,5–7 тыс. По словам Канделаки, спрос на долевое владение самолетом со стороны украинских клиентов постоянно растет. «Россия с Украиной занимает третье место по объемам рынка в Европе», – говорит она. Всего ее компания обслуживает более 110 украинских и российских клиентов. Правда, многие из них предпочитают просто арендовать самолеты.

Бизнес налегке

Приживаются среди бизнесменов и легкие самолеты, крейсерская скорость которых достигает 300–400 км/ч. К примеру, модели L-410 успешно эксплуатируются генеральным директором «Укртатнафты» Сергеем Глушко и владельцем «Галнафтогаза» Виталием Антоновым. Самолет последнего узнать просто – на его хвосте красуется логотип автозаправок «ОККО», а на боку – бортовой номер UR-GNG. Такой самолет обойдется в сумму от $350 тыс. до $3 млн. В этом году начнет перемещаться на легком бизнес-самолете Cessna и «шоколадный» магнат Петр Порошенко. По его словам, самолет будет поставлен для нужд группы «Укрпроминвест», совладельцем которой он является.

Ну и, конечно же, в украинском небе много частных вертолетов, принадлежащих известным людям. По разным данным, на Bell–430 стоимостью порядка $5 млн. любил летать покойный министр транспорта и связи Георгий Кирпа, а Bell–427, цена которого приближается к $3 млн., радует братьев Суркисов.

Массово пересаживаться на легкие самолеты и самостоятельно их пилотировать, как это сейчас модно в США и Европе, наши бизнесмены и чиновники не спешат – в этом меньше престижа и больше риска. «Этот рынок еще не массовый, люди не верят в то, что это возможно», – говорит совладелец частного аэродрома «Долина» Андрей Ферчук. В то же время, по его словам, получить лицензию пилота сейчас не составляет сложности. Это вопрос 6–7 недель и 36 тыс. грн. А небольшой легкий самолет обойдется даже дешевле, чем многие машины, которые ездят по Киеву, – в $45 тыс. В США летает уже более 500 тыс. частных маленьких самолетов, а лицензии пилотов получили 10 млн. человек. В Украине же всего около 400 таких машин и летают на них в основном увлеченные люди, далекие от статуса олигарха. Но, по словам представителей школ, обучающих частных пилотов, интерес к этому хобби постепенно растет и среди влиятельных людей.

Источник: агентство 24