Вертолетный бум в Украине продолжается.
Еще два года назад в Украине не было ни одного частного вертолета. Теперь их 50. Спрос на дорогую технику настолько велик, что банки даже начали выдавать кредиты на вертолеты. «Недавно у нас купил вертолет владелец компании «Наша ряба», давно уже купил Приватбанк, а банк «Надра» собирается купить три вертолета», – рассказывает директор вертолетного клуба «Автопилот» Андрей Омельчук. Он помогает регистрировать вертолеты и учит пилотов с 2000 г., но только в последние два года спрос на эти машины резко вырос.
Если раньше чуть ли не единственным владельцем частного вертолета в Украине считался губернатор Запорожской области Евгений Червоненко, то теперь летать, а не ездить на дачу могут уже несколько десятков обеспеченных украинцев. Почем стоит полетать В Украине сборкой вертолетов занимаются только два предприятия: «Аэрокоптер» в Полтаве и «Авиаимпекс» в Киеве. Они производят легкие двухместные вертолеты серии АК-1 – «Санька» и «Ангел». Это самые дешевые вертолеты – $100–250 тыс. Они предназначены для ведения поисковых работ, аэросъемки местности, выполнение авиационно-химических работ, ледовой разведки, патрулирования ГАИ, осмотра лесов, для прогулочных и деловых полетов и т.д. Дополнительно производитель под заказ клиента может оснастить вертолет оборудованием для фото и видео съемки, прожектором или даже телевизором.
Но нашим олигархам больше нравятся американские вертолеты – Robinson, Bell, Enstrom, Sikorsky или французский Eurocopter. Они качественнее, но и дороже. «Поршневой четырехместный вертолет на авиационном бензине стоит от $250–500 тыс., а газотурбинный, в котором от 5 до 7 мест – от $1,5 млн.», – говорит Андрей Омельчук. Подержанные вертолеты стоят почти в два раза дешевле, но их хватает ненадого. Они быстро изнашиваются и требуют капремонта, который обойдется в 70% стоимости нового вертолета. Не дешево ободится и топливо – летает вертолет на авиационном бензине, который нужно заказывать, долго ждать, пока его привезут. Или же на керосине, которым можно заправиться в любом действующем аэропорту. «Вертолеты, которые летают на керосине, дороже и практичнее», – утверждает Андрей Омельчук.
А вот облететь городские пробки на вертолете не удастся – полеты над городами запрещены. Поэтому используют «вертушки» обычно для перемещения из города в город. $6 тыс. в месяц Покупка вертолетов становится настолько востребованным бизнесом, что банки даже начали выдавать кредиты. В конце ноября OTP Bank выдал частному клиенту $2,6 млн. на покупку вертолета. В «Факториал-Банке» дают 765 тыс. грн в кредит на покупку двухместного «Саньки». Ссуда дается на 5 лет под 15% годовых в долларах и 16% в гривне. При стандартных условиях банков кредит на вертолет выльется клиенту в $5–6 тыс. ежемесячных платежей. Зачем людям, способным оплачивать такие расходы, брать кредиты? Банкиры в анонимных комментариях признаются, что покупка в долг – это лишь способ обмануть налоговую и не вносить в декларацию данные о дорогостоящей машине. Косвенно это подтверждается и данными по досрочным погашениям. «Берут почти на всю стоимость вертолета кредит, но потом за короткий срок возвращают основную сумму», – говорит Светлана Дрига, начальник управления по работе с VIP-клиентами «Факториал-Банка». Мотовертолет
Больше всего вертолетов у предпринимателей из Днепропетровска – 30, киевские бизнесмены имеют только 10 «вертушек», донецкие – 2 и харьковские – 1. Только в прошлом году украинцы купили восемь французских вертолетов Gazelle SA341 и шесть американских машин Robinson R44. Большой спрос на новинки техники привел к появлению нового вида транспорта – мотовертоцикла PAL-V голландского производства. Это трехколесный мотоцикл со складными вертолетными лопастями и максимальной скоростью на шоссе и в небе – до 200 км/час и временем полета около 2 часов. В продаже такая новинка появится в 2011 г. и будет стоить € 100 тыс. Прямая речь Андрей Омельчук, директор вертолетного клуба «Автопилот»: Перед каждым полетом вы даете заявку диспетчеру аэропорта, летать без заявки – наказуемо. Но над городами полеты запрещены. В Киеве можно летать над Днепром, над набережной, приземляться на острове или в Гидропарке, за городом в поле можно приземляться, а вот над самими домами летать не разрешается – в целях безопасности. Новый вертолет нужно заказывать на заводе и ждать от полугода до 3 лет. Купить вертолет и вести его частное лицо не может, так как у него нет лицензии. Я не знаю ни одного случая, чтобы человек купил вертолет, выучился на права и сам управлял. Он нанимает пилота. Курсы пилотов Получить «права» на вертолет можно за три месяца. Две недели длятся теоретические занятия, которые стоят от 2,7 тыс.грн до 4,5 тыс. грн.«После экзамена ученик проходит подготовку по отработке аварийно-спасательных процедур», – рассказывает администратор Международного авиационного центра подготовки (МАЦП) Наталья Омельчук. Еще 500–800 грн уходит на тренажерную подготовку. После этого ученик проходит летную подготовку с инструктором. «В среднем обучение стоит около $20 тыс.», – говорит Омельчук.
Эксперты рекомендуют сразу не садиться за штурвал. Еще год нужно полетать с пилотом-профессионалом. «Если же с налетом 50 ч вы захотите осенью или зимой возить свою семью – то я скажу, что вы самоубийца или убийца своей семьи», – говорит руководитель проекта МАЦП Юрий Гладкий. Дополнительные расходы Содержание вертолета тоже удовольствие недешевое. В авиации существует такое понятие, как «себестоимость летного часа». Для одних машин он составляет $400–450 в час, для других – $200. Услуги частного пилота стоят от $100 за час или же зарплата в размере от $1500. Также потребуются работы инженера-техника, который будет обслуживать вертолет, заправлять, менять масло, фильтры. Обычно его услуги стоят 50% от зарплаты пилота. «В себестоимость летного часа входит обслуживание, топливо, зарплата пилота и инженера», – говорит Андрей Омельчук. Хранят вертолеты в частных ангарах или на арендованных площадках на аэродромах.
Источник: wing.com