Барьер монополистам

Росавиация ищет альтернативных поставщиков топлива.

Глава Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России (Росавиация) Евгений Бачурин заявил о необходимости создания альтернативных топливных комплексов (ТЗК) в каждом российском аэропорту.

Он отметил, что возможность создания альтернативных ТЗК входит в концепцию развития аэродромной сети. Она будет рассмотрена правительством страны на заседании 28 февраля. «Сейчас военные согласовывают свою часть. Мы надеемся, что в феврале концепция будет принята», – отметил Евгений Бачурин.

Глава Росавиации отметил, что в аэропортах, где топливное снабжение монополизировано одним игроком, цены на горючее выше среднего по стране уровня на 15 – 20%.

«В каждом аэропорту должны появиться 1 – 2 дополнительные заправки. Мы надеемся, что в этом году также будут приняты решения по передаче объектов аэродромной сети в собственность регионов», – добавил он.

Генеральный директор торгового дома «Топливное снабжение аэропортов» (ТОАП) Евгений Островский назвал предложение главы Росавиации примером некомпетентности.

«Существует цивилизованный способ борьбы с монополизмом, когда принимаются необходимые законы, а есть и африканский – когда за госсредства в каждом аэропорту будут строиться несколько ТЗК. Это затратный и неэффективный путь. Представьте себе, как это может быть реализовано. В каждом аэропорту будут построены 3 – 4 ТЗК, которые между собой поделят довольно незначительные объёмы заправки, а их издержки на одну тонну топлива вырастут. Тратить несколько миллионов долларов на проект, который непонятно когда отобьётся, а в итоге получить повышение цен из-за неэффективного решения чиновника – глупо. Есть и другой риск: предложение строить альтернативные ТЗК продиктовано мыслью, что они должны торговать керосином. За счёт этого олигополия выдаётся за конкуренцию. Я понимаю, чем вызвано предложение Евгения Бачурина. В крупные аэропорты рвутся нефтяники, чтобы хеджировать продажи своего продукта. И мы можем получить ситуацию, когда аэропорты будут поделены между несколькими крупными компаниями, как региональные АЗС. Живой пример – «ЛУКОЙЛ» уже купил ТЗК в Самаре, ничей чужой продукт туда не заходит, и цена там на тонну топлива уже составила 27 тыс. руб. – на 2 тыс. выше, чем в Москве», – заявил Евгений Островский.

Руководитель отдела водного, воздушного и автомобильного транспорта Федеральной антимонопольной службы Валерий Анненков с такой позицией не согласился.

«Никаких казённых средств при создании альтернативных ТЗК расходоваться не будет. Предполагается ведь не насаждение новых объектов, а создание условий, при которых будут допущены все желающие инвесторы, готовые строить ТЗК. Сейчас им этого делать не дают компании, которые уже работают в аэропортах. Причём конкурентов не пускают не только в сам аэропорт, но даже и на близлежащую территорию. Мы уже имеем прецедент, когда ФАС обязала губернатора области предоставить территорию для альтернативного ТЗК. Предложение Росавиации позволит обуздать рост цен на керосин, оно не предусматривает прямых госинвестиций. Поэтому я считаю его разумным», – подчеркнул он.

Источник: "Гудок"