Обзор Privat Aero
Сверхбольшие дальнемагистральные бизнес-джеты: больше, дальше, дороже…
Одиннадцать лет назад, когда одна из крупнейших в мире авиастроительных компаний решила начать выпуск авиалайнеров в качестве корпоративных бизнес-джетов, вопрос о целесообразности этого решения по-прежнему оставался открытым. Вскоре на рынке сверхбольших дальнемагистральных самолетов деловой авиации появился еще один мощный игрок, а прогнозируемый спрос на этот вид воздушного транспорта составил около 100 единиц на 10 лет. Ведущие эксперты и маркетологи расходились в оценках реального потенциала этого сегмента авиации и задавались вопросом, хватит ли в нем места для двоих больших производителей, параллельно развивающих программы по созданию сверхбольших бизнес-джетов.
По истечении десяти лет было произведено около 250 корпоративных авиалайнеров, и сомнения относительно их востребованности отпали сами собой. Выпуск Airbus A380, Boeing 747-8 и 787 Dreamliner поставил вопрос: «насколько большими могут быть бизнес-джеты и где предел человеческих возможностей и желаний?» Как ни странно, появление Boeing Business Jet (1996) и Airbus Corporate Jet (1997) не стало решающим фактором, который бы существенно усилил заинтересованность верхушки деловой элиты или ведущих правительств мира в приобретении сверхбольших дальнемагистральных самолетов бизнес-класса.
Хотя уже в то время корпоративные авиалайнеры не были редкостью: масмедийные магнаты Малкольм Форбс (Malcolm Forbes) и Хью Хефнер (Hugh Hefner) имели личные Boeing 727; главным самолетом президента США был Boeing 707 (затем – 747-200); а пилот и актер Джон Траволта (John Travolta) пилотирует собственный Boeing 707. Эволюции общественного восприятия авиалайнера в качестве корпоративного самолета способствовало то, что некоторые крупные компании, бизнесмены и государственные организации начали делать заказы на модернизацию и переоборудование стандартных пассажирских судов под бизнес-джеты, хотя продажа готовых сверхбольших самолетов деловой авиации практически не осуществлялась.
Ситуация изменилась кардинально после того, как традиционные производители бизнес-джетов сосредоточили в своих руках достаточные финансовые ресурсы для перехода на качественно новый уровень производства реактивных самолетов с увеличенной пассажировместимостью и дальностью полета. Очень быстро дальнемагистральные корпоративные джеты превратились в чрезвычайно востребованный тип самолетов, подтвердив тем самым перспективность производства сверхбольших воздушных судов. Постепенное повышение спроса на авиационном рынке, непрерывный рост мировой экономики и резкое увеличение благосостояния отдельных лиц подтолкнули Boeing и Airbus к активизации разработок в сфере деловой авиации и развитию программ по созданию сверхбольших дальнемагистральных бизнес-джетов.
Понимая, что использование собственного авиалайнера обеспечивает повышенный уровень конфиденциальности, комфорта и безопасности, большинство из состоятельных представителей деловых кругов сделало выбор в пользу приобретения сверхбольших дальнемагистральных бизнес-джетов, способных доставить в любую точку мира независимо от того, существует ли регулярное сообщение по этим маршрутам. Из чего же состоит сегмент сверхбольших дальнемагистральных бизнес-джетов, и что именно делает их настолько привлекательными? Классическое определение гласит, что к классу сверхбольших относятся суда со взлетным весом более 36 240 кг (80 000 фунтов) и максимальной дальностю полета около 9 250 км (5 000 морских миль).
Поскольку корпоративные авиалайнеры одновременно относятся к сверхбольшим (по весу) и дальнемагистральным (по дальности полета) бизнес-джетам, то их стоимость формируется путем суммирования показателей этих двух ценовых сегментов. Параметры веса и дальности полета имеют решающее значение в ценообразовании реактивных самолетов деловой авиации. Если, например, характеристики той или иной модели не соответствуют хотя бы одному из этих параметров, то она не может быть отнесена к типу сверхбольших дальнемагистральных бизнес-джетов, что значительно снижает стоимость. В конечном итоге все сводится к троекратному употреблени. "самый" в определении корпоративного авиалайнера: самый большой, самый дальний и самый дорогой.
Семейство Boeing Business Jet BBJ1, BBJ2, BBJ3:
тройное увеличение Американская авиастроительная корпорация Boeing в 1996 году выпустила одни из первых в мире корпоративных авиалайнеров BBJ (Boeing Boeing Business Jet) на базе модели 737-700. С тех пор произведено уже более 120 таких самолетов, что свидетельствует об их несомненной востребованности и популярности.
Первый BBJ (еще его называют BBJ1), стоимостью около $58 миллионов, имеет просторный салон длиной 24,4 м и способен без дозаправки преодолевать расстояние в 10 360 км. Кабина BBJ второго поколения длиннее предшественника на 6,1 м, а дальность полета меньше на 740 км. Самолет BBJ2 стоит около $70 миллионов. Наряду с самым длинным салоном (32, 6 м) в своем модельном ряде BBJ3 летает на самое короткое расстояние (8 140 км). Несмотря на это, он имеет наибольшую стоимость – около $79 миллионов. Если говорить о спросе на эти самолеты, то следует отметить, что до 2012 года компания Boeing уже не принимает заказы на изготовление BBJ. Ежемесячно производится один корпоративный Boeing.
Двухэтажный Boeing 747-8 VIP Гигантский авиалайнер бизнес-класса Boeing 747-8 VIP представляет собой воздушное судно с двухуровневой кабиной. Стоимость самолета – около $150 миллионов. Boeing 747-8 VIP имеет чрезвычайно высокие технические характеристики: дальность полета – более 17 130 км, круизная скорость – 0,86 М. VIP-версия модели 747-8 располагает обширными внутренними помещениями площадью около 530 кв. м.
Самолет мечты – Boeing 787 VIP Постепенно расширяя линейку BBJ, компания Boeing выпустила люксовую 787-ю модель, которая получила романтическое название Dreamliner («самолет мечты»). По оценкам экспертов, Boeing 787 является самым удачным вариантом реализации идеи создания сверхбольшого корпоративного авиалайнера. Как заявляют американские авиастроители, несмотря на внушительную стоимость (от $160 до $200 миллионов), уже получены заказы на изготовление около 500 таких самолетов. На сегодняшний день разработаны две модификации этого судна. Площадь салона Dreamliner 787-8 VIP, рассчитанного на 75 мест, составляет 223 кв.м., дальность полета – 17 740 км. Boeing 787-9 отличается более просторной кабиной (на 32,5 кв.м. больше, чем у 787-8 VIP), которая вмещает 100 пассажиров, и увеличенной дальностью полета до 18 400 км.
Сверхбольшие бизнес-джеты Airbus ACJ 318, 319, 320: корпоративное трио
Еще десять лет назад европейский концерн Airbus занимался серийным производством лишь одного модельного ряда пассажирских реактивных самолетов. Сегодня же он является крупнейшим в мире промышленным консорциумом, выпускающим широкую линейку воздушных судов различного класса.
Основным проектом Airbus является ACJ (Airbus Corporate Jetliner), в соответствии с которым, заказчики могут получить индивидуальный корпоративный самолет Airbus на базе А318, А319 или А320.
Рассматриваются также варианты оборудования под бизнес-джет более тяжелых моделей, таких как A330, A340 и даже гигантского A380. Свидетельством достижений является то, что на сегодняшний день уровень продаж бизнес-джетов производства европейского авиастроительного концерна вдвое превышает прогноз 1997 года и ежегодно составляет более 10 авиалайнеров. Лишь в этом году в Airbus потупили заявки на изготовление 30 сверхбольших дальнемагистральных самолетов бизнес-класса, превзойдя ожидания самих производителей. Первый корпоративный Airbus был разработан на базе A319. Он может осуществлять перелеты на расстояние до 11 100 км с 8 пассажирами на борту. Затем появились еще две модификации ACJ: A318 Elite (8 пассажиров, 7 585 км) и A320 Prestige (30 пассажиров, 7 585 км). Кабины всех этих самолетов отделаны дорогими материалами и обставлены роскошной мебелью, а планировка салона напоминает небольшой частный дом.
По официальной информации Airbus, в 2007 году компания продала 25 самолетов семейства ACJ, доведя общее количество произведенных корпоративных авиалайнеров до 100 единиц. Стоимость ACJ варьируется в зависимости от базовой модели самолета и внутренней отделки. В среднем A318 Elite стоит около $47 миллионов, A319 – около $60 миллионов, а лайнер A320 Prestige – еще дороже. Изготовление одного сверхбольшого бизнес-джета занимает несколько лет плюс еще 12-16 месяцев для введения в эксплуатацию. A380: двухэтажный дом в воздухе Общая площадь внутренних помещений двухуровневого авиалайнера A380 составляет 558 кв. м. и отведена под спальные и ванные комнаты, тренажерный зал и зал для совещаний, столовую комнату и зону отдыха, а также отдельные помещения для 60 человек обслуживающего персонала. По имеющимся данным, один такой VIP-самолет уже продан, его оценочная стоимость колеблется в районе $275 - $300 миллионов.
Источник: Privat.aero