Рынок реактивных самолетов деловой авиации становится все более динамичным и разнообразным. Легкие, средние, дальнемагистральные, тяжелые и гигантские бизнес-джеты это лишь неполный перечень существующих классификаций и делений воздушных суден бизнес-класса.
Рынок реактивных самолетов деловой авиации становится все более динамичным и разнообразным. Легкие, средние, дальнемагистральные, тяжелые и гигантские бизнес-джеты – это лишь неполный перечень существующих классификаций и делений воздушных суден бизнес-класса.
Эксперты отмечают, что увеличение типового ряда реактивных самолетов деловой авиации соответствует возрастающему спросу на этот вид высокоскоростного передвижения.
Производители задумались о необходимости создания более простых и менее дорогих реактивных самолетов, рассчитанных та небольшое количество пассажиров, но превосходящих по своим техническим характеристикам турбовинтовые аналоги. Так родилась идея создания сверхлегких реактивных самолетов VLJ (Very Light Jets), которые, по оценкам специалистов, уже в ближайшем будущем обещают самую многочисленную линейку бизнес-джетов нового поколения.
Эти самолеты привлекательны и тем, что могут эксплуатироваться в небольших аэропортах.
В соответствии с определением Национальной ассоциации деловой авиации США, VLJ – это одно- или двухмоторный реактивный самолет с максимальным взлетным весом до 4 540 кг, оборудованный системами спутниковой навигации, автоматизированного управления, автоматического пилотирования и глобального определения местоположения с электронной картой местности. Кроме того, на VLJ устанавливают специальный бортовой пилотажно-навигационный комплекс, запоминающий маршрут полета и в критической ситуации позволяющий положить самолет на обратный курс.
Как правило, самолеты VLJ проходят сертификацию для управления одним пилотом, могут эксплуатироваться на взлетно-посадочной полосе длиной от 915 м и перевозить на борту от 4 до 8 пассажиров, включая пилота.
Одним из лидеров в эстафете по налаживанию серийного производства VLJ является американская компания Eclipse Aviation. Разработка 6-местного сверхлегкого реактивного самолета Eclipse 500 (взлетная масса 2 699 кг) закончена в 2006 году и самолет уже прошел сертификацию Федеральной авиационной администрации США.
Первый такой бизнес-джет был куплен в Соединенных Штатах в канун 2007 года в совместное владение компанией Jet Alliance и частным предпринимателем Дэвидом Кроу (David Crowe). В августе этого года еще один Eclipse 500 был продан с интернет-аукциона eBay датчанину Мортену Вагнеру (Morten Wagner) за $ 1 833 945. На сегодняшний день получены заказы на изготовление около 2600 новых сверхлегких джетов Eclipse 500.
Американские авиастроители начали разработки VLJ еще в 2000 году. Изначально планировалось создать 6-местный 2-моторный реактивный самолет, который стоил бы около $1 миллиона. Но в процессе адаптации воздушного судна к общепринятым требованиям гражданской авиации его стоимость возросла более чем на 50%.
С целью налаживания серийного производства VLJ, компания Eclipse Aviation внедрила систему роботизированной конвейерной сборки, используя опыт в автомобильной отрасли. Поскольку в авиастроительной промышленности наиболее развита технология производства цельнометаллических конструкций, самолет Eclipse 500 изготовлен из дюралюминия, а не композитных материалов. Для соединения деталей воздушного судна Eclipse Aviation успешно применяет новый метод фрикционной (путем трения) сварки, обеспечивая значительное уменьшение количества заклепок и увеличение прочности несущей конструкции.
Одной из главных проблем в процессе разработки VLJ стало создание малогабаритных реактивных двигателей. Первыми попытались решить эту задачу компании Williams International (США) и Rolls-Royce (Великобритания), совместно спроектировавшие турбовинтовой двигатель FJ44. На его базе разработан более легкий вариант – FJ33, который планировался для установки на Eclipse 500. Но в конечном итоге корпорация Eclipse Aviation отдала предпочтение канадским разработчикам и двум турбореактивным двухконтурным двигателям PW610F, производства компании Pratt & Whitney Canada. С их помощью Eclipse 500 может без дозаправки преодолевать расстояние в 2080 км на максимальной крейсерской скорости 685 км/ч.
Компания Eclipse Aviation не останавливается на достигнутом. В июле этого года на ежегодном авиа-шоу Ассоциации экспериментальной авиации в городе Ошкош (США, штат Висконсин) был показан концептуальный вариант более легкого (взлетная масса равна 2 029 кг) 4-местного одномоторного самолета Eclipse Concept Jet (ECJ). В ходе создания ECJ использованы крылья, двигатель и авионика Eclipse 500, что позволило значительно сократить время и расходы на разработку нового самолета. ECJ может развивать скорость до 650 км/ч при максимальной высоте 12300 м, максимальная дальность полета ровняется 2000 км. Предполагаемая стоимость самолета около $1 миллиона.
Учитывая большой спрос на сверхлегкие реактивные самолеты, крупные авиастроители пытаются запустить производство собственных VLJ. Разработками в этой сфере занимается целый ряд компаний: Adam Aircraft (A700 AdamJet), Aviation Technology Group (Javelin Executive Jet), Cessna (Citation Mustang), Diamond Aircraft (D-Jet), Embraer (Phenom 100), Honda (HondaJet), Maverick Jets (Leader), Spectrum Aeronautical (Spectrum 33). Международные эксперты прогнозируют, что к 2015 году производители смогут поставить на рынок от 5 до 10 тысяч VLJ. Ожидаемая стоимость сверхлегких реактивных самолетов составляет $1–3 миллиона.
По материалам: Flightglobal