В ходе международного авиасалона Singapore Airshow 2008, производители авиационной техники отметили значительный рост интереса к отрасли деловой авиации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Участие в выставке ведущих игроков рынка, таких как Bombardier Aerospace, Embraer, Cessna Aircraft, Hawker Beechcraft, Dassault Falcon, Piaggio Aero, свидетельствует о признании высокой значимости рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а большой портфель заказов красноречиво говорит о стремительном росте сегмента бизнес-авиации в регионе.
К сожалению, экспозиционный ряд был не так впечатляюще разнообразен, как у ближневосточных соседей – демонстрировалось больше макетов, чем самолетов на статической экспозиции. Тем не менее, корпорация Bombardier Aerospace украсила авиасалон тремя бизнес-джетами своей производственной линейки, для которых сингапурская выставка стала региональным дебютом. По мнению представителей Bombardier, бизнес-джеты Global Express XRS, Challenger 605 и Learjet 60 XR смогут в полной мере ответить потребностям азиатских заказчиков, способствовать освоению новых сегментов рынка, а также заменить целый ряд устаревших моделей самолетов, эксплуатирующихся в регионе.
Бразильская компания Embraer, отмечающая в этом году 30-летний юбилей своего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, уделила большое внимание всему модельному ряду самолетов административного класса. На статической экспозиции был представлен один из самых популярных бизнес-джетов компании – Legacy 600.
Итальянское авиастроительное предприятие Piaggio Aero представило на Singapore Airshow 2008 свой «небесный Феррари» – турбовинтовой самолет P.180 Avanti II. Руководство компании уверено, что у азиатского рынка есть потенциал стать одним из основных заказчиков самолетов P.180 Avanti II, приведя в пример решение китайского правительства закупить 3 машины этой модели.
Большое число заказов поступило от азиатской компании BJETS, которая предлагает услуги бизнес-чартеров в регионе. Компания оформила твердый заказ на 20 самолетов производства Hawker Beechcraft , 11 из которых Hawker 900XP и 9 – 850XP, и опцион еще на 10 машин. Общая сумма этой сделки (вместе с опционом) составила более 450 млн. долл. США. Cessna Aircraft получила от BJETS твердый заказ на 20 самолетов Citation CJ2+ на сумму около 150 млн. долл. США. Комментируя эту сделку, Роджер Уайт (Roger Whyte), вице-президент Cessna Aircraft по продажам и маркетингу, отметил стабильный рост интереса к деловой авиации в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Уайт особо подчеркнул, что высокий спрос наблюдается не только на продукцию компании, но и на модели самолетов ведущих мировых производителей. Недавно компания получила первые заказы от покупателей из Южной Кореи и Вьетнама, а в Китай частному лицу скоро будет доставлен бизнес-джет семейства Citation. Роджер Уайт также отметил, что поставки Cessna бизнес-джетов в Азиатско-Тихоокеанский регион выросли в 2007 году на 35% по сравнению с результатами 2006 года и составили 160 самолетов.
Компания Eclipse Aviation начала осваивать индийский рынок, заключив сделку на поставку 10 сверхлегких реактивных самолетов Eclipse 500 авиакомпании Club One Air, базирующейся в Нью-Дели.
Результатом авиасалона в Сингапуре для компании Dassault Falcon стал заказ на самолет Falcon 900EX EASу от покупателя из Гонконга. Компания отметила стабильность роста объема продаж в регионе, в особенности в Гонконге, Китае и Малайзии.
Подводя общие итоги Singapore Airshow 2008, необходимо отметить, что, несмотря на то, что азиатский рынок располагает хорошим потенциалом для дальнейшего развития, результаты авиасалона оказались значительно ниже, чем ожидали некоторые эксперты. По официальным данным производителей, общий портфель заказов на авиатехнику всех типов и классов составил 10 млрд. долл. США, а не 15–20 млрд., которые прогнозировали аналитики. Для сравнения, покупательская активность на Дубайском авиашоу, прошедшем в ноябре 2007 г., удивила своим размахом – объем заказов превысил 100 млрд. долл. США. Как видно теперь, повторения ближневосточного бума не произошло, но и никаких очевидных признаков надвигающегося кризиса рынка отмечено не было. Аналитики связывают столь невысокое число заказов, в частности, на самолеты АОН, с рядом причин, среди которых можно выделить кредитный кризис и вызванные этим сложности финансирования покупки самолетов, а также неопределенность ситуации на рынках Китая и США, где возможный процесс консолидации авиакомпаний затрудняет планирование покупок авиатехники. Однако в азиатском регионе покупательская активность оказалась достаточно высокая и есть потенциал, что в 2008 г. она вырастит до 8,8% от мирового объема. Динамично развивающиеся экономики Китая и Индии стимулируют стабильный рост сегмента деловой авиации в регионе, и этот сектор регионального авиационного рынка сохраняет впечатляющую динамику.
Автор: Анна Назарова