Деловая авиация за последние годы заняла серьезное место во всей гражданской авиации России. Многочисленные эксперты сходятся во мнении, что ежегодно такой показатель как взлет\посадка для самолетов бизнес-класса растет в стране на 30% (по этому показателю аэропорты московского авиа узла уже перегнали Лондон). А суммарный оборот рынка, связанного с деловой авиацией (ДА), включая закупки новых самолетов, составил в 2006 г. $1,3 млрд. (в 2002 - $350 млн.). Уже около 15% всех занятых в авиаперевозках обслуживают этот сектор.
Естественно, что требуется координация всех работ в этом быстрорастущем секторе авиаперевозок и их обслуживания. Эту координацию осуществляет Национальная Ассоциация Деловой Авиации (НАДА), которая 5-6 марта этого года проводит вторую международную конференцию под названием «Деловая авиация России 2008». Здесь отметим, что первая конференция прошла в 2007 г. и вызвала широкий резонанс.
В промежутке между конференциями состоялось одно важное событие – в рамках НАДА была создана рабочая группа, которая отвечает "за консолидацию участников авиации общего назначения (АОН) России». Возглавил группу помощник Евгения Бачурина (руководитель Росавиации) - Алексей Фесенко. Он очень хорошо знает нужды АОН, так как 15 лет работал в РОСТО, возглавляя Центральный аэроклуб. Здесь следует отметить, что в ближайшем будущем значение РОСТО возрастет. Одна из причин этого – острый недостаток в подготовке пилотов (всего Россия имеет семь училищ, включая, военные, где их готовят). Одно из училищ - в Калуге принадлежит РОСТО. Этого мало, так как уже сейчас авиакомпании конкурируют друг с другом в стремлении заполучить высококлассных летчиков. А если не готовить подрастающую смену, то откуда взяться таковым.
Симбиоз НАДА и РОСТО позволит, и решить проблему возрождения сотен заброшенных небольших аэродромов. В этом заинтересованы как региональные власти, которые не имеют денег на это дело, так и деловая авиация, имеющая средства, но из-за своей элитарности, не находящая особого понимания со стороны этих властей. Поэтому, на конференцию приглашены губернаторы 12 областей России и Краснодарского края, которые и расскажут о положении АОН в своих регионах. А, по словам руководителя конференции, члена правления НАДА Владимира Бера, на ней будет заслушановыступление представителя Центрального Совета и авиационных организаций РОСТО (ДОСААФ) на тему «Программа реформирования авиации РОСТО. Планы совместной деятельности НАДА России и авиационных организаций РОСТО по вопросам регионального развития отечественной авиации общего назначения». Дискуссия обещает быть плодотворной, так как разговор о развитии деловой авиации и общего назначения и всей инфраструктуры, связанной с ними, давно назрел.
В своем интервью корреспонденту «Промышленного еженедельника» Владимир Бер остановился еще на нескольких серьезных вопросах, которые будут рассматриваться на второй конференции «Деловая авиация России 2008». К ним он отнес законодательное решение вопроса о регистрации воздушных судов (ВС). По существующим законам регистрация ВС не предоставляет право собственности на них – регистрируют только сам самолет или вертолет, а не права владельца на него. Это создает большие трудности при покупке на банковские кредиты, так как ВС не может служить в качестве залога при получении кредита. Кроме того, сама регистрация осуществляется по месту базирования ВС, а не по месту владения им.
На конференции будет обсуждаться вопрос вертолетных перевозок в местах высокой концентрации населения. Для массового развития этих воздушных перевозок необходимо решить вопрос упрощенной регистрации вертолетных площадок, которая существующими правилами так же сложна, как и для аэродрома.
Если правительство заинтересовано в развитии деловой авиации и АОН, а это несомненно так, то надо решить вопрос уведомительной регистрации полетов и новой концепции эшелонирования их по высоте.
И в заключение. Организуя Конференцию, НАДА рассчитывает развить публичную информационно-аналитическую площадку для популяризации основных целей своей деятельности, для коллегиального обсуждения и решения задач в отраслевом сегменте деловой авиации.
Источник: Промышленный еженедельник. Автор: Андрей Барановский