Никакой романтики. Только экономия времени и констатация высокого социального статуса. Так хочется сказать о бизнес-авиации.
Никакой романтики. Только экономия времени и констатация высокого социального статуса. Так хочется сказать о бизнес-авиации. Но очень сложно поверить, что владельцы частных самолетов не испытывают приятного волнения всякий раз, как шасси отрывается от земли. Ощущение неба захватывает даже профессиональных летчиков. По правде говоря, летчики без неба просто не могут жить. Среди российских владельцев бизнес-джетов летчиков немного. В основном миллионеры предпочитают летать в качестве пассажиров.
Причин тому много: сложности с согласованием каждого вылета, специфика отечественного рынка бизнес-джетов. Но прежде чем сделать выбор, летать самому (временами - ради удовольствия) или всецело отдать свой самолет под опеку профессионального экипажа, нужно этот самолет приобрести. Относительно немногочисленные энтузиасты воздушных полетов в России говорят о драконовском законодательстве и сложных правилах регистрации воздушных судов (ВС). Но энтузиасты оттого и летают на машинах отечественного производства, оформленных как самодельные воздушные средства. Вот кому романтики не занимать! При этом нельзя сказать, что это люди необеспеченные: речь идет о сотнях тысяч долларов и годах, потраченных на бег с бюрократическими препятствиями. Вот как раз эти энтузиасты и летают сами. Но здесь нечего и говорить о серьезном инструменте для бизнеса, о международных перелетах. Это хобби.
Совсем другое дело - «взрослые» бизнес-джеты. Такие воздушные суда не используют для развлекательных полетов. Задачи принципиально иные: при необходимости в течение суток побывать в нескольких точках Земного шара (полезно для бизнеса) или с комфортом добраться до курорта (удобно для отдыха). Но покупка бизнес-джета - это очень серьезный шаг. И дело не только в стоимости самого самолета. Воздушное средство, хотя и кажется гораздо удобнее другого транспорта, требует постоянного обслуживания и менеджмента. Поэтому с самого начала, еще до того, как вы приняли окончательное решение о покупке бизнес-джета, нужно обратиться к экспертам. Наиболее эффективной стратегией будет «доверяй, но проверяй». Ведь самолет должен сохранить не только ваше время, но и жизнь. И деньги тоже. Если уж затеяли покупку самолета, на консалтинг скупиться не нужно. Грамотные консультации при выборе самолета, подборе экипажа и управляющей компании могут значительно снизить ваши долговременные расходы на содержание воздушного средства.
Но для начала нужно определиться с выбором самого бизнес-джета. «В России наибольшим спросом пользуются на данный момент классы дальнемагистральных и больших бизнес-джетов», - считает главный редактор сайта Jets.ru Алексей Королев. У российских владельцев востребованы самолеты, которые способны беспосадочно долететь до западных окраин Европы или достичь государств Ближнего Востока. Наиболее популярны среди российской элиты самолеты Gulfstream, Challenger, Embraer и тд. Learjet и Cessna тоже популярные бизнес-джеты. Затем нужно определиться - новый или подержанный самолет вы хотите приобрести. «Проблема приобретения нового бизнес-джета в настоящий момент состоит в том, что из-за высокой загруженности производителей авиатехники, заказы на новые ВС принимаются на 2011-2013гг., - рассказывает коммерческий директор компании «Московское небо» Рустем Аринов. - Более быстрый способ приобрести ВС - купить подержанный». Однако статистика показывает, что российские покупатели готовы лучше подольше подождать: новые бизнес-джеты у русских в гораздо большем почете.
У каждого свои цели. Именно под них и необходимо подбирать самолет. Нужно понимать, что час полета персонального бизнес-джета стоит для владельца гораздо дороже, чем самолеточас при аренде воздушного средства. Расходы на содержание включают также и зарплату экипажа. О формировании экипажа нужно позаботиться задолго до того, как самолет будет у вас «на руках». Лучший момент для начала этой работы - когда вы уже точно определитесь, какой самолет будете покупать. Под него-то и начинайте собирать экипаж. Эта задача ложится на плечи специалистов авиакомпании, которой вы поручите эксплуатацию воздушного судна. С очень большой вероятностью экипаж придется учить или переучивать под конкретный бизнес-джет, что тоже требует времени и денег.
Но несколько снизить стоимость полетов частного бизнес-джета все же можно. Для этого нужно предоставить эксплуатирующей авиакомпании право использовать ваш бизнес-джет для сдачи в аренду. Особенно выгодна такая схема эксплуатации бизнес-джета, если он новый. В первые 2-3 года жизни крылатой машины затраты на обслуживание гораздо ниже. Но здесь может возникнуть противоречие. Основная мотивация для покупки частного самолета - как можно более полная свобода передвижения. А при сдаче воздушного судна в аренду интересы владельца и арендаторов могут пересекаться. Поэтому эксплуатирующая самолет авиакомпания должна грамотно рассчитать, сколько часов в год владелец самолета проводит в небе, предотвратить ущемление свободы передвижения хозяина самолета.
Сложности в другом. В регистрации. Большинство стран, где чаще всего регистрируются самолеты бизнес-авиации, не разрешают коммерческое использование воздушных средств, зарегистрированных для частного пользования. Так что еще до оформления самолета придется решить, будете ли вы сокращать расходы на содержание или предпочтете безраздельно летать на своем бизнес-джете. Сама регистрация - сложный процесс. «Существуют стандартные процедуры по регистрации, которые могут занимать до 2 месяцев», - говорит генеральный директор компании Vipport Consulting Артем Пастухов.
«На сегодняшний день в законодательстве РФ (ВК и Федеральные Воздушные Правила) не существует отдельных глав посвященных деловой авиации, - рассказал исполнительный директор United Business Aviation Association (UBAA) Максим Федосов. - Однако работа по совершенствованию законодательства ведется. Так, лидерами бизнес-авиации была создана UBAA». Надо заметить, что значительная часть владельцев бизнес-джетов (по совету консалтинговых и эксплуатирующих авиакомпаний, конечно же) предпочитает регистрировать воздушное средство не в России, а в Европе, США или офшорных зонах.
Это препятствует точному определению емкости рынка российской бизнес-авиации. В оценке количества российских владельцев бизнес-джетов эксперты расходятся во мнениях. Кто-то говорит о двух с половиной сотнях счастливых обладателей частных самолетов. По другим данным, количество российских владельцев бизнес-джетов может достигать 400 человек.
Многие из владельцев бизнес-джетов предпочитают обслуживание за границей и изначально заключают договоры с западными авиакомпаниями. Но в России бизнес-авиация развивается уже не первый год. На этом поле играют уже многие российские компании. Есть даже серьезный прогресс в техническом обслуживании бизнес-джетов. «До последнего времени в России не было ни одного технического центра для обслуживания бизнес-джетов, - рассказывает Алексей Королев. - Однако недавно прошла информация об открытии техцентра Jet Aviation, который уже авторизовали Gulfstream и Bombardier. Другое неудобство возникает при растаможке запчастей, присылаемых из-за границы в ситуации AOG (aircraft on the ground - когда самолет не может подняться в воздух из-за неисправности)». В любом случае, именно этот аэропорт стал на данный момент единственным центром деловой авиации в Москве. Здесь производится как наземное, так и техническое обслуживание, и 80 % выполняемых рейсов бизнес-джетов проходит через него.
Теперь очевидно, что цена частного самолета складывается из многих сумм. Но все-таки главные траты - это приобретение самого бизнес-джета. Наиболее популярные у российских покупателей средне- и дальнемагистральники стоят очень недешево. К примеру, Gulfstream G500 обойдется в 43,8 миллиона долларов. Но зато этому самолету подвластен практически весь Земной шар. G500 без посадки и дозаправки может добраться из Москвы даже до северо-западного побережья Австралии. Это большой самолет: 7 пассажиров даже и не заметят многочасового перелета в огромных анатомических креслах. Характеристики Challenger 605 чуть скромнее. А стоит он почти в 2 раза дешевле - 26,7 миллиона. Конечно, дальнейшие «навороты» зависят исключительно от возможностей и фантазии покупателя. В мировой бизнес-авиации сейчас есть даже Airbus A380, который сейчас переоборудуют для одного бизнесмена.
Верхних ценовых пределов нет. Но в выборе частного самолета нужно руководствоваться вопросами выгоды. Многие небольшие самолеты могут похвастаться очень высоким уровнем комфорта. При этом стоят они в разы дешевле. Все зависит от ваших целей. Например, тот же Citation Encore+ с удобством доставит 7 пассажиров практически в любой город Европы (за исключением разве что Лиссабона) и при этом стоит «всего» 8,4 миллиона долларов.
Рассмотренные модели бизнес-джетов - это только первые, что пришли на ум. На самом деле бизнес-авиация развивается такими темпами, что каждый год выходят уже многостраничные каталоги моделей частных самолетов. Так что для каждого покупателя найдется такой самолет, который будет удовлетворять абсолютно всем его запросом. Нужно только обратиться к грамотным специалистам. И запастись временем. Мечты о небе не терпят суеты.
Источник: РБК