Российская бизнес-авиация: штрихи к портрету

По размеру парка бизнес-джетов и объему рейсов российская бизнес-авиация уверенно шагает на пути в лидеры Европейского региона. По оценке портала JETS.ru уже сейчас ее услугами пользуются около 10 тыс. соотечественников, а объем поставок российским владельцам самолетов административного класса в 2007 г. составил около 100 машин.

Услуги бизнес-авиации в России оказывают примерно 150 компаний. В целом, по мнению Александра Евдокимова, президента Jet Group, «рынок Москвы по объемам сравним с целыми европейскими странами. Он однозначно обходит, например, Австрию».

Не для кого не секрет, что российские авиакомпании, занимающиеся бизнес-чартерами, в свое время уступили иностранным коллегам большую часть местного рынка. Однако теперь наметилась устойчивая тенденция к увеличению доли присутствия отечественных компаний. Ниже мы попытались набросать штрихи к портрету ведущих игроков российского рынка бизнес-авиации, рассказать об их услугах, проблемных сторонах, целях, и попытаться найти основания той возможности, благодаря которой местные авиакомпании в будущем смогут потеснить иностранных конкурентов.

Начать обзор лидеров мы решили с одного из старейших игроков отечественного рынка деловой авиации – Jet 2000. Компания была основана в 1999 году и имеет большой опыт в сделках по приобретению и продаже самолетов. Jet 2000 позиционирует себя как «чистая» авиакомпания и оказывает брокерские услуги лишь в редких случаях. Конкуренты объясняют ее стратегию тем, что фирма не желает отвечать за уровень обслуживания и качество самолетов других компаний. Jet 2000 предоставляет уникальную для российского рынка услугу – организацию финансирования покупки авиатехники (ее партнеры – международные банки). Кроме того, компания предлагает весьма популярную в Европе и США форму взаимодействия – программу долевого владения самолетом. Проблемная сторона заключается в нежелании оказывать активные брокерские услуги, тем самым, возможно, теряя потенциальных клиентов.

Другой игрок, занимающий лидирующие позиции на отечественном рынке бизнес-авиации, – компания «Планета» – является во многом уникальной. Единственная компания в этом сегменте авиации, обладающая довольно прозрачной корпоративной структурой: каждая услуга оказывается отдельным юридическим лицом. О стабильном развитии компании говорит растущий объем рейсов: если в 2006 г. было организовано 120 рейсов, то в 2007 г. это число увеличилось до 180. «Планета» является управляющей компанией и параллельно предоставляет брокерские услуги. Группа также оказывает консалтинговые услуги желающим приобрести собственный самолет. При этом воздушное судно готовится «под ключ»: компания занимается выбором и регистрацией самолета, подбором персонала, поиском оператора и управляющей компании. Вдобавок с текущего года «Планета» совместно с зарубежными коллегами оказывает услугу по организации иностранной авиакомпании. Как результат, у «Планеты» сформировался имидж универсального игрока, готового оказать клиенту практически любую услугу, связанную с деловой авиацией. Целью компании является расширение парка самолетов и активное продвижение на рынок новых услуг.

Компания Jet Transfer, входящая в группу компаний Jet Group и являющаяся ее главным звеном, представляет удачное сочетание брокерской и управляющей компаний. В первую очередь Jet Transfer позиционирует себя как брокерская компания, объясняя это тем, что в России быть авиакомпанией в чистом виде нерентабельно. В бизнес компании также входит услуга по продаже воздушных судов – Jet Transfer является официальным представителем двух подразделений американской корпорации Textron: Cessna Aircraft (известный производитель бизнес-джетов) и Bell Helicopters (один из лидеров мировго вертолетостроения).

Самым молодым, но быстрорастущим и перспективным игроком на российском рынке деловой авиации, является компания RusJet. Главное конкурентное преимущество заключается в том, что RusJet – базовая авиакомпания центра деловой авиации «Внуково-3», на долю которого сейчас приходится 75% всех деловых перевозок в московском аэроузле. Компания развивается в двух направлениях – как эксплуатант (в распоряжении находится девять воздушных судов отечественного производства), и как оператор, который работает еще с девятью бизнес-джетами. Тесное сотрудничество с «Внуково-3» помогает компании быстро преодолевать трудности с размещением своих самолетов и их обслуживанием.

Как видим, большинство из рассматриваемых компаний придерживаются «смешанной» модели ведения бизнеса – авиаперевозчик с парком самолетов и брокер с базой клиентов. Однако какой бы модели не придерживались отечественные компании, они пока проигрывают западным операторам по объему парка и отлаженности процессов.

Помимо этого, большая часть парка отечественных авиакомпаний состоит из самолетов иностранного производства, зарегистрированных за рубежом. В России каботажные рейсы – когда самолет иностранной авиакомпании выполняет перелет по внутренним маршрутам – запрещены, а если и случаются, то только в порядке исключения. В связи с такой ситуацией, российские участники рынка деловой авиации пытаются лоббировать законопроект, который позволит значительно снизить, или вовсе отменить ввозные пошлины на самолеты иностранного производства (сейчас они составляют 40% от стоимости авиатехники), после чего запрет на каботаж перестанет быть проблемной зоной. Такие меры позволят зарегистрировать отечественным компаниям все свои самолеты в России, а внутренние рейсы вывести из разряда каботажных. Как следствие, иностранным компаниям придется менять стратегию: чтобы работать на внутреннем рынке России, они должны будут открывать здесь дочерние предприятия, получать все необходимые разрешения от авиационных властей и переводить часть парка в российский авиационный реестр.


По материалам журнала Секрет фирмы, выпуск №13 (245), автор: Полина Русяева

Источник: Jets.ru