FAA публикует бюллетень о помехах радиовысотомерам от сотовой связи 5G

FAA опубликовало специальный бюллетень летной годности (SAIB) - AIR-21-18, в котором освещаются потенциальные проблемы, связанные с помехами радиовысотомерам от новых сотовых сетей 5G.

5 декабря начинается развертывание сети 5G в США в диапазонах 3700–3800 МГц, а затем – в диапазонах 3700–3980 МГц. Радиовысотомеры используют диапазон от 4200 до 4400 МГц.

Согласно FAA, в других странах уже развернуты диапазоны от 3300 до 4200 МГц, и в некоторых «внедрены временные технические, нормативные и эксплуатационные меры по снижению рисков, включая временные ограничения близости и мощности». FAA добавило: «Пока на международном уровне не поступало подтвержденных сообщений о вредных помехах из-за операций беспроводной широкополосной связи, хотя этот вопрос продолжает изучаться».  

SAIB содержит множество рекомендаций для производителей воздушных судов и авионики, а также для эксплуатантов, начиная от сообщений в FAA о любых проблемах и заканчивая документированием и отчетом о типах радиовысотомеров, установленных на воздушных судах.

Согласно FAA, действующий технический стандарт радиовысотомеров TSO-C87A, в соответствии с которым эти устройства одобрены, не касается совместимости работы с соседним диапазоном. Агентство заявило, что «проводит оценку рисков, чтобы выяснить, оправданы ли дальнейшие меры по смягчению последствий в дополнение к действиям, рекомендованным в этом SAIB».

Между тем компания Gogo Business Aviation, которая развертывает собственную сеть 5G для системы связи «воздух-земля», отметила, что ее система работает в частотах, удаленных от диапазонов радиовысотомеров.

«Gogo никогда не использовала обсуждаемые частоты, и мы не планируем использовать эти частоты для нашей сети 5G», - сказал Серджио Агирре, президент Gogo Business Aviation. «Диапазон частот, используемый Gogo после запуска и сейчас в нашей сети 5G, используются в течение десятилетий, и никогда не было доказано, что они мешают работе авиационных служб».

Про информации Gogo, ее сеть 5G использует «принадлежащие ей частоты в диапазоне 800 МГц и дополнительный нелицензированный спектр в диапазоне от 2,423 ГГц до 2,475 ГГц (2423–2475 МГц), который имеет достаточную удаленность от рабочего диапазона радиовысотомера, чтобы исключить любое вмешательство со стороны системы Gogo 5G».

Производитель радиовысотомеров FreeFlight Systems уже представил новую линейку продуктов, не восприимчивых к помехам 5G. По заявлению компании, ее радиовысотомеры Terrain Series RA 5500, RA 6500 и RA 7500 оптимизированы для всех размеров самолетов и имеют «переработанную ВЧ-схему, способную выдерживать помехи 5G».

В октябре 2020 года RTCA (Комиссия по авиационным радиотехническим средствам США) выпустила отчет, подготовленный целевой группой, назначенной для оценки проблемы, после того как Федеральная комиссия по связи проголосовала за выделение полосы частот от 3,7 до 3,98 ГГц для гибкого использования, включая 5G.

По словам RTCA, результаты, представленные в этом отчете, показывают серьезный риск того, что телекоммуникационные системы 5G в диапазоне от 3,7 до 3,98 ГГц могут создавать вредные помехи для радиолокационных высотомеров на всех типах гражданских воздушных судов, включая коммерческие транспортные самолеты; самолеты деловой, региональной и авиации общего назначения, а также вертолеты гражданской авиации и АОН. Результаты проведенного исследования ясно указывают на то, что этот риск широко распространен и может иметь серьезные последствия для авиационных операций в Соединенных Штатах, включая возможность катастрофических отказов, приводящих к многочисленным человеческим жертвам, при отсутствии соответствующих смягчающих мер.

Был сформирован специальный комитет RTCA SC-239 для разработки «совместимых с соседними полосами минимальных эксплуатационных стандартов для будущих конструкций радиовысотомеров». FAA участвует в работе SC-239.

Источник: AIN