15-17 мая в Москве состоится первая в России международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2008. В преддверии этого значимого для всего вертолетного сообщества события, мы беседовали с ее инициатором Председателем Ассоциации Вертолетной Индустрии Михаилом Казачковым.
15-17 мая в Москве состоится первая в России международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2008. В преддверии этого значимого для всего вертолетного сообщества события, мы беседовали с ее инициатором Председателем Ассоциации Вертолетной Индустрии Михаилом Казачковым.
- Михаил, как Вы считаете, появление в России первой специализированной вертолетной выставки связано с потребностью рынка?
- Связь с потребностью мирового рынка здесь самая прямая. Вертолетная индустрия развивается сегодня довольно бурно, о чем свидетельствует наличие сразу нескольких выставочных площадок: от Америки до Ближнего Востока и Китая. Для России же эта выставка является необходимым историческим шагом, который мы обязаны сделать, если хотим занять одну из самых перспективных и высокотехнологичных ниш в мировой экономике. Наша страна испокон веков была лидером в вертолетной отрасли, и мы не имеем права эту позицию потерять. На сегодняшний день, Россия еще сохраняет некоторые сильные позиции, например, транспортный вертолет Ми-8 и боевой Ми-24 – являются машинами №1 в мире. Несколько худшие показатели в области легких вертолетов, но это сложилось исторически: во время распада СССР мы утратили темпы производства. Сейчас есть наилучшие предпосылки к интенсивному подъему рынка, и выставка является одним из важных инструментов. HeliRussia, я считаю, станет мощным катализатором развития вертолетной отрасли в России.
- Какие проблемы вертолетной индустрии будут обсуждаться на форуме?
- В рамках выставки пройдет ряд деловых встреч, конференций и рабочих столов, в частности, состоится один из крупнейших кадровых форумов. На сегодняшний день в России существует огромный дефицит пилотов и технического персонала. Данным вопросом долгое время никто не занимался, и Ассоциация Вертолетной Индустрии уделяет этому большое внимание. На HeliRussia 2008 мы пригласим предприятия, которые выставят свои вакансии, и людей, заинтересованных в авиации, имеющих опыт работы в вертолетной промышленности. Также будут приглашены вузы и специализированные учебные заведения со своими программами подготовки и переподготовки специалистов. Также на HeliRussia 2008 будут организованы рабочие столы по вопросам доработки воздушного законодательства, по безопасности выполнения полетов на вертолетах.
- Михаил, дайте оценку вертолетному рынку России.
- Сегодня в России, как и во всем мире, происходит вертолетный бум. Причиной является интенсивный рост экономических показателей, большое внимание уделяется разработке оффшорных проектов, в частности Штокманское месторождение. Учитывая тенденции застоя в отрасли, которые продолжались несколько десятилетий, нам пока трудно конкурировать с зарубежными производителями по всем направлениям. Но в плане обслуживания площадок буровых вышек, мы по-прежнему выпускаем перспективные модели. Российский рынок характеризует большой спрос на вертолеты для бизнес-перевозок, это касается машин класса до 3,5 тонн. Могу сказать, что VIP-версии крайне востребованы на рынке, очередь при заказе новых машин доходит до 2010-2011 гг., а на некоторые модели вплоть до 2013 года. При этом присутствует колоссальный спрос на легкие вертолеты, типа Robinson R-44, в Россию за год ввозится порядка 70 таких машин, и это далеко не предел. Хочу отметить, что при столь интенсивной эксплуатации вертолетной техники, нельзя забывать и о необходимости развития инфраструктуры: хелипортов, стоянок, обслуживания точек прилета-вылета.
- Какую долю мирового вертолетного парка занимают отечественные машины?
- В советское время мы занимали 30 % мирового парка вертолетов, сегодня – порядка 7 %. Российские производители сейчас наращивают темпы выпуска машин, однако мировое производство ушло далеко вперед. Одна из причин в том, что наш рынок вертолетных услуг по ценам отстает от мирового уровня, что не позволяет компаниям развиваться в полной мере. Когда поставщики услуг повысят свою доходность, они смогут закупать больше техники, и тем самым поднимут производство, дадут возможность для создания новых и перспективных на мировом рынке отечественных машин.
- Поможет ли нам в этом заграница, я имею ввиду открытие в России совместного производства?
- В тех нишах вертолетостроения, где мы всегда были лидерами, мы ими и остаемся. Так, транспортный и многоцелевой вертолет Ми-8 по сей день считается лучшим в своем классе, а вертолет Ка-32 является уникальной машиной для работы с внешней подвеской. Что касается остальных типов и классов машин, видимо, мы будем идти по пути внедрения зарубежного производства. Сегодня в разработке находится проект по лицензионной сборке вертолетов Еврокоптер и Агуста на территории России. Но мы не собираемся останавливаться только на сборке: на базе новой культуры производства, новых технологических идей и конструктивных решений, применяемых в современных типах машин, производители должны создавать новый отечественный продукт, тем самым поднимая конструкторскую династию, и не теряя кадры. Поскольку здесь прямо стоит вопрос промышленной безопасности страны. Нельзя отдавать все на откуп загранице. Тем не менее, российские производители не отказываются от взаимодействия с зарубежными компаниями, и ведут переговоры с двумя ведущими вертолетостроителями по созданию 139-ой модели Агуста и нового вертолета Еврокоптер. Надеюсь, что наша московская выставка подскажет и новые партнерские связи.
- Как развивается корпоративный сектор отечественного вертолетного рынка?
- Сейчас корпоративный сектор представлен в основном машинами зарубежного производства. Насыщение парка вертолетами корпоративного и VIP-класса идет достаточно интенсивно. Основная проблема – это отсутствие необходимой инфраструктуры, у нас нет достаточного количества вертолетных площадок и хелипортов. Еще одна сложность, как известно, небо над Москвой закрыто и вряд ли откроется, а полеты вокруг Москвы не менее проблематичны по причине слабой инфраструктуры. Все это станет предметом обсуждения на деловой части выставки HeliRussia 2008.
- Российский производитель может предложить корпоративную и VIP-версию?
- Если говорить о вертолетах класса до 3,5 тонн, Кумертауское авиационное производственное предприятие уже не первый год выпускает модель Ка-226, которая успешно эксплуатируется госорганами: МВД и ФСБ. Есть и модель, которая рассчитана на VIP-класс, она разработана, но пока большим портфелем заказов производитель похвастаться не может. Тем не менее, эта машина достаточно перспективна. Уникальность ее конструкции заключается в соосной схеме, имеющей ряд преимуществ: меньшая площадка для посадки, больший КПД и отсутствие опасностей, исходящих от хвостового винта.
- Возвращаясь к разговору о предстоящей выставке, каковы Ваши ожидания, сколько участников и посетителей прогнозируете?
- На сегодняшний день свыше 100 компаний уже подтвердили свое участие. Мы ожидаем порядка 10 тысяч посетителей. На каждую категорию экспонентов мы приглашаем свою аудиторию посетителей. Если речь идет о продавцах техники VIP-класса, для них приглашаем людей, интересующихся покупкой этих вертолетов, либо уже владеющих ВС и желающих поднять класс судна. Для компаний, занимающихся доработкой вертолетов, мы приглашаем конструкторов, научно-исследовательские институты. Могу сказать, что на нашей выставке каждый посетитель найдет своего экспонента.
- Какие задачи ставит перед собой HeliRussia 2008?
- Главная цель выставки - это содействие развитию рынка отечественной вертолетной индустрии. Мы ставим задачи по продвижению нашей продукции на западные рынки. На HeliRussia кроме гражданских моделей будут представлены военные вертолеты, благодаря чему посетители смогут ознакомиться с последними наработками предприятий военного комплекса, во многом закрытого для зарубежных авиашоу и выставок. Это, кстати, крайне важно для наших регионов, на выставке у компаний будет шанс напрямую поработать с асами мировой индустрии. В тех нишах, где Россия сегодня не представлена, мы пригласили зарубежных производителей со своими новейшими разработками, тем самым обеспечив прямой контакт между потребителем и производителем. Мы также видим важную задачу в развитии сопутствующих отраслей вертолетной индустрии: производстве узлов, агрегатов и механизмов, подготовке кадров для вертолетного сектора. Повторю, на сегодняшний день существует кадровый кризис, это касается и летчиков, и инженеров, и конструкторов, и технологов. Для решения проблемы Ассоциация Вертолетной Индустрии совместно с Санкт-Петербуржским университетом гражданской авиации готовит несколько образовательных программ, которые пройдут в рамках выставки.
- Как восприняли известие о готовящейся выставке Ваши зарубежные коллеги и партнеры?
- Мы провели презентацию HeliRussia на HeliExpo 2008 в США. Организаторы этой авторитетной выставки – члены общественной организации, объединяющей все западное вертолетное сообщество, – Helicopter Association International (HAI) – проявили большой интерес к готовящейся в России экспозиции. Показательно то, что на HeliRussia 2008 будет работать делегация от HAI, мы предоставили специальный стенд для ассоциации. Метью Зуккер, президент HAI, поддержал HeliRussia, он лично прибудет на открытие выставки в Москве. На церемонии открытия будет и Сергей Игоревич Сикорский – продолжатель традиции и носитель фамилии российского вертолетного гения, создавшего такую концепцию вертолета, которая до сегодняшнего дня практически не претерпела изменения. В целом – все самые крупные производители мировых вертолетных марок будут представлены на HeliRussia 2008, что говорит о ее богатых перспективах. Думаю, что мы достойно заполним одну из самых востребованных сегодня ниш в мировом выставочном деле, а в последствии и в мировой торговле.
Источник: Журнал "TopFlight", №4 2008