Цены на топливо потащат «ценник» в верх

Цены на реактивное топливо могут подскочить до 25% из-за закрытия воздушного пространства на фоне конфликта в Украине, считает Ричард Кое, управляющий директор аналитической компании WINGX.

«Существенное увеличение протяженности маршрутов напрямую скажется на стоимости рейсов. Теперь операторы столкнутся с гораздо более высокими расходами на рейсы, не только ценами на керосин, но и со сложностями управления воздушным движением, которые заставят совершать значительные облеты территорий. Расходы на топливо составляют около 15% от стоимости рейса, поэтому увеличение расстояния может повысить эти расходы до 25%».

По его словам, закрытие воздушного пространства в России, Украине и Беларуси для многих эксплуатантов значительно увеличит как время полета, так и расход топлива. Например, изменение маршрута рейсов из Лондона в Дели будет означать дополнительные 557 миль (896 км) и дополнительный час полета.

Рейсы под флагами России и Украины вместе взятые составляют 4,9% всех рейсов внутри ЕС (3,59% и 1,19% соответственно на 2021 год). На Германию приходится самый высокий процент рейсов из ЕС — 14%. Хотя на Россию и Украину приходится относительно небольшая часть объемов полетов в ЕС, они значительно выросли за последние два года. Российские рейсы выросли на 21%, а рейсы из Украины выросли на 45%. «Из всех рейсов в Европу в 2021 году 7% приходилось на аэропорты Украины и России. Для чартерного рынка это доля составляет 15%, для некоторых ведущих операторов в Центральной/Восточной Европе – 30%. При этом доля ультрадальных бизнес-джетов составила 20%».

Алексей Хохлов, руководитель отдела продаж Jet-A1-Sales, сообщил CJI, что вероятны высокие цены на топливо. «Россия увеличивает производство керосина», — сказал он. «Крупнейший игрок «Газпром» в 2021 году продал 3,7 млн ​​тонн, что на 30% больше, чем в 2020 году. Наш прогноз — российские компании в сложных геополитических условиях будут очень избирательно относиться к продаже керосина. Скорее всего, это будет означать значительный рост цен на топливо. В 2021 году Jet А1 оставался самым востребованным из всех нефтепродуктов», — сказал Хохлов. «Мы также прогнозируем его дефицит в 2022 году».

Кроме того, поскольку ЕС вводит все более жесткие санкции, а западные энергетические компании и рынки разрывают связи с Россией, поставки керосина будут сокращаться еще больше, что усилит давление на цены и эксплуатационные расходы на частные самолеты.

BP избавится от 19,75% акций российской государственной нефтяной компании «Роснефть» на фоне конфликта в Украине. Кроме того, Shell обязалась закрыть все совместные предприятия с российской энергетической компанией «Газпром» после начала операции в Украине.

Точно определить, насколько и когда более высокие цены на топливо отразятся на клиентах частных самолетов, сложно. Но чартерные операторы, скорее всего, будут использовать скачки цен на топливо как возможность повысить цены, чтобы покрыть эксплуатационные расходы, которые росли за последние 18 месяцев, считает Энди Кристи, директор подразделения частных самолетов Air Charter Service. «С точки зрения частных самолетов, чартерный рынок повысит цены».

Кроме того, он сомневается, что повышение цен будет ограничено краткосрочной перспективой. Кристи сказал: «Есть аргумент, согласно которому цены на топливо всегда колеблются, и это ощущается только при повышении цены. Цены приходят к потребителю, когда они растут, но они никогда не снижаются в пользу потребителя в нашей отрасли, когда падают».

Это повлияет не только на клиентов чартерных рейсов, но и на владельцев карточных продуктов и программ долевого владения.

Но, по словам Кристи, более высокие цены на топливо и чартерные перевозки вряд ли повлияют на спрос. «Все указывает на то, что рынок продолжит расти в течение второго полугодия и, возможно, снизится после пикового летнего сезона. Думаю, объемы не уменьшатся».

Кроме того, по словам Кое из WINGX, украинский кризис, наряду со страхом перед Covid-19, может усилить преимущества частной авиации. «Этот кризис может также подчеркнуть постоянную потребность в личной безопасности и удобстве доступа к частному самолету», — сказал он.