Водоплавающие и летающие

Переоборудовать в гидросамолёт можно далеко не каждую машину. Как правило, амфибии представляют собой высокопланы с достаточно мощными крыльями и жёсткими рамами для крепления поплавков, что обеспечивает конструкции прочность, так необходимую при посадке на воду. Гидросамолёту нипочём даже рябь на воде – хотя, конечно, при сильном волнении его возможности ограничены.

Переоборудовать в гидросамолёт можно далеко не каждую машину. Как правило, амфибии представляют собой высокопланы с достаточно мощными крыльями и жёсткими рамами для крепления поплавков, что обеспечивает конструкции прочность, так необходимую при посадке на воду. Гидросамолёту нипочём даже рябь на воде – хотя, конечно, при сильном волнении его возможности ограничены.

Многие гидросамолёты настолько популярны, что выпускаются в течение долгих десятилетий. Мало того, есть энтузиасты, настоящие фанаты этой техники, которые самостоятельно восстанавливают наиболее знаменитые, давно не выпускающиеся амфибии, а порой и начинают заново их серийное производство. И это не блажь или тоска по прошлому. Владельцы амфибий не понаслышке знают о передрягах, порой случающихся в джунглях Бангладеш или на приполярных озёрах. Испытав на собственной шкуре надёжность «железных водоплавающих птиц», они гонятся не за новизной дизайна, а за абсолютной безопасностью перелёта. К тому же, чего греха таить, действительно свежие предложения на рынке гидросамолётов практически отсутствуют. Хотя число обеспеченных поклонников экстремального отдыха растёт.

Знаменитая «шестёрка»

Пожалуй, первым из легендарной плеяды стоит назвать de Havilland Canada DHC-6 Twin Otter (длина – 15,77 м, размах крыла – 19,8 м). Пусть свой первый полёт «шестой» совершил в далёком 1965-м, но лучшего аппарата для работы в тяжёлых климатических условиях до сих пор не изобретено. Ни один самолёт не может похвастаться столь серьёзным послужным списком: Twin Otter использовался как самолёт снабжения антарктических экспедиций и 24 апреля 2001 года эвакуировал персонал станции Амундсена-Скотта при температуре минус 75 градусов по Цельсию. Машина, кстати, носит официальный титул наиболее прославленного канадского самолёта всех времён. Это идеальный самолёт для эксплуатации в условиях Сибири и Крайнего Севера, подойдёт он и для работы в жарком климате – ему не страшны ни пески пустыни, ни чудовищная влажность и морской соляной туман.

Несмотря на то что производство оригинального самолёта было прекращено в 1988-м, владельцы не стремятся расставаться с ветераном. Из 844-х построенных самолётов к августу 2007-го в строю находились 584 машины. Запчасти к ним поставляет компания Viking Air Limited из Британской Колумбии, которая сначала выкупила всё технологическое оборудование, а затем, не устояв перед искушением, в феврале 2006-го приобрела и права на сам DHC-6 Twin Otter. Собрав солидный портфель заказов (более 40), канадцы решились на возобновление производства в начале 2008 года. И теперь не просто возрождённый, но и модернизированный Viking DHC-6 Twin Otter Series 400 ожидает своих новых поклонников.

«Шестой» предназначен для перевозки 20 пассажиров, оборудован двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney PT6A-34. С нагрузкой 1 474 кг преодолеет 741 км с крейсерской скоростью 265 км/ч (максимальная – 338 км/ч). В салоне самолёта (длина – 5,61 м, высота – 1,50 м) предусмотрены удобные широкие двери 1,27 х 1,27 м (за это, кстати, DHC-6 нравится и любителям парашютного спорта). DHC-6 отличают и отменные взлётно-посадочные характеристики. Он может стартовать с «пятачка» - достаточно лишь 366 м, чтобы подняться в воздух. А о его манёвренности слагают легенды.

Основные заказчики DHC-6 – туристические фирмы, организующие экскурсионные и чартерные перелёты для межостровного и прибрежного сообщения. Маркетинговые исследования компании Conklin & de Decker показывают, что в ближайшие 10 лет будет продано более 400 самолётов этого типа, что даже для самолёта-легенды немало. Примерная стоимость Twin Otter Series 400 – $ 3,2 миллиона.

Заполярная лошадка

Viking Air Limited посчитала необходимым вернуть в эксплуатацию не только знаменитый DHC-6, но и прославленный DHC-2T Turbo Beaver, имеющий не менее яркую историю. Самолёты этого семейства впервые появились сразу после войны и выпускались в течение 20 лет. Изначально Beaver планировали использовать как рабочую лошадку канадского Заполярья, но в течение почти 60-летней карьеры DHC-2 разошёлся по всему миру и стал одним из наиболее популярных гидросамолётов. Этот самолёт вошёл в десятку наиболее важных технических достижений Канады ХХ века. Всего было построено 1 657 машин.

Даже по современным меркам «второй» сохраняет репутацию одного из самых надёжных и заслуженных самолётов, как бы он ни использовался – в качестве корпоративного ли транспорта или просто средства доставки владельца на рыбалку до любимого озера. «Воздушные викинги» планируют воскресить производство DHC-2T Turbo Beaver в ближайшее время. Обновлённая версия получит новый двигатель P&W PT6A-27 и будет иметь увеличенный размер кабины и большую грузоподъёмность. Не обошлось и без небольшого редизайна: установлена дополнительная дверь багажного отсека, увеличилась площадь иллюминаторов. Всё остальное осталось неизменным, ведь культовые машины для того и воссоздаются, чтобы обеспечить новых владельцев ощущениями нескольких поколений пилотов, сидевших за штурвалом.

Viking DHC-2T Turbo Beaver (длина – 9,22 м, размах крыла – 14,63 м) предназначен для перевозки 9 пассажиров. При скорости 255 км/ч он пролетит почти тысячу километров без посадки. Пока DHC-2 можно приобрести лишь на вторичном рынке.

На новые самолёты официальная цена пока не объявлена: по экспертным оценкам, она составит около $ 1,5 млн.

Летающий караван

Не стоит забывать и о других «классических моделях», которые не менее востребованы. Корпорация Cessna производит свой вариант туристического самолёта – Caravan. В том числе выпускается и его последняя модификация – Cessna Caravan 675 Amphibian. На сегодняшний день «Караван» – самая большая одномоторная амфибия: длина 11,9 м, размах крыла – 15,9 м, высота – 5,0 м. В ней с комфортом разместятся 11 человек, включая пилота.

Конфигурация салона (длина – 3,75 м, ширина – 1,6 м, высота – 1,3 м) позволяет изменять полезное пространство: устанавливать дополнительные кресла или же увеличивать полезный объём грузового отделения. Правда, в VIP-исполнении такие игры вряд ли возможны, да и не нужны. Ведь в этой версии самолёт перевозит всего четырёх пассажиров.

Caravan оборудован турбовинтовым двигателем PT6A-114A, позволяющим развивать крейсерскую скорость 300 км/ч. Самолёту необходимо пробежать 585 м при старте и 319 м при посадке. Дальность полёта – 1 463 км.

Облегчить приобретение «Каравана» помогает дочерняя кредитно-лизинговая компания Cessna Finance Corporation. Цена в базовой комплектации – $ 2 007 425.
Амфибия для шестерых

Если у вас не так много друзей или вы привыкли путешествовать налегке, подойдёт и меньшая модель – Cessna 206H Stationair, берущая на борт шесть человек и отлично зарекомендовавшая себя в качестве персонального VIP-транспорта. Этот самолёт (длина – 8,61 м, размах крыла – 10,97 м)может быть оборудован амфибийными поплавками для приземления и на бетон аэродрома, и на воду. Машина оснащена 300-сильным Lycoming IO-540-AC1A, хотя возможно установить и более мощный двигатель TSIO-540-AJ1A с турбонаддувом. В салоне (длина – 3,68 м, ширина – 1,12 м, высота – 1,26 м) расположены три ряда кресел. Но протискиваться до последнего пассажирского ряда не придётся – в конструкции предусмотрены отдельные широкие створчатые двери и для пилота, и для пассажиров.


Максимальная дальность полёта – 1335 км при крейсерской скорости 263 км/ч. Для разбега машине требуется 277 м, для посадки – 224 м, но при старте с водной поверхности эта дистанция увеличиваеттся. Примерная базовая цена в «амфибийном» исполнении – $ 508 000. Всего было выпущено более 725 самолётов этой модификации.
www.stationair.cessna.com

Второе дыхание

В числе лучших нельзя не упомянуть ещё одну почтенную машину – Piper PA-18 «Super Cub», выпускавшуюся с 1949 по 1994 год. Это, пожалуй, самый массовый гидросамолёт в мире – всего их было выпущено около 9000 штук. Изначально конструкция амфибии представляла собой рамный каркас, обтянутый тканью, что, конечно же, облегчало и удешевляло производство. История самолёта могла быть печальнее, если бы в 1980-м поклонники «Пайперов» не создали бы тюнинговый центр Cub Crafters. В течение первых 18 лет работы Джим Ричмонд со товарищи занимались лишь восстановлением, апгрейдом и модификацией прославленного семейства. Но в итоге их мастерская переросла в полноценное производство новых машин. А в 2004-м они даже получили на «восемнадцатый» новый сертификат лётного средства.

Эта старо-новая модель CC18-180 «Top Cub» (длина – 7,16 м, размах крыла – 10,73 м) оснащена 180-сильным двигателем Lycoming O-360 C4P (2000 часов работы до капитального ремонта). Посадочные характеристики CC18 уникальны: при максимальной полезной нагрузке 450 кг дистанция разбега составляет 177 м. Если же на борту только двое пилотов, разбег при старте сокращается до 82 м, пробег при посадке до 122 м. Стоимость CC18-180 «Top Cub», оборудованного амфибийными поплавками, $ 2 534 400.
Источник: Robb Report