На маленьких крыльях в большие перспективы

Итоги прошедшего накануне в Казани заседания рабочей группы по развитию транспорта в ПФО, посвященного перспективам развития авиации общего назначения.

Приволжский федеральный округ – первый из округов России, где не просто обсуждаются на высоком уровне вопросы развития авиации общего назначения (АОН), но и предлагаются варианты перспективного комплексного развития отрасли. Об этом свидетельствуют итоги прошедшего накануне в Казани заседания рабочей группы по развитию транспорта в ПФО, посвященного перспективам развития авиации общего назначения.

Кстати, именно в Приволжском округе удалось добиться консолидации усилий власти, промышленных предприятий и общественных организаций в сфере развития авиации общего назначения. Округ достаточно давно зарекомендовал себя в качестве лидера в малой авиации. Так, в Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Казани работают ведущие предприятия, производственные объединения и центры подготовки профессиональных кадров в этой отрасли. Однако, накопленный ранее опыт и достижения на данном этапе служат в качестве стартовой площадки для мощного рывка вперед, поскольку требования времени очень амбициозны. В унисон им в Приволжье под эгидой Фонда межрегионального экономического развития ПФО сегодня разрабатывается стратегия развития авиации общего назначения.

vertsovesch_234_01

Как заявил генеральный директор Фонда Роман Балашов, развитие АОН позволит не только сохранить рабочие места и интеллектуальный потенциал России в авиапроме, но и даст импульс к новым наработкам, идеям. «Развитие отечественного авиапрома и гражданской авиации является одной из приоритетных комплексных задач структурной политики государства», — сказал Балашов.
«Программы, существующие в России на сегодняшний день, не предусматривают мер по развитию малой авиации и не содержат конкретных предложений по решению насущных проблем, ликвидации негативных тенденций и обеспечению стабилизации и улучшению ситуации в сфере разработок, производства и эксплуатации легкой авиационной техники», — продолжил собеседник агентства.

«Авиация общего назначения — социально значимый и необходимый для эффективного развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производства и функционирования транспортной системы страны сегмент рынка авиаперевозок, обслуживаемый легкими самолетами и вертолетами вместимостью до 9 пассажиров, — сказал Балашов. — Отсутствие государственных программных подходов по поддержке «малой» авиации, как показал период 90-х годов, ведет к неоправданному сокращению использования гражданской авиации в регионах и не обеспечивает необходимого уровня безопасности».

Как сообщил в рамках заседания транспортной группы помощник полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Алексей Величко, проект стратегии развития авиации общего назначения в ПФО будет передан в министерство транспорта Российской Федерации с просьбой включения его в федеральную целевую программу (ФЦП).

Как пояснил корреспонденту ИА «Росбалт-Приволжье» учредитель и председатель совета директоров ООО НПО «Аэроволга», доктор экономических наук Сергей Алафинов, сегодня во всем мире, за исключением России, Казахстана, Беларуси, введена классификация воздушного пространства по стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). «До трех тысяч футов (около 1 км) пространство может быть использовано на 90% авиацией общего назначения в свободном режиме, — отметил Алафинов. — Это то пространство, в котором командир самолета определяет и принимает решения на вылет, сам определяет погоду, время вылета».

В свою очередь заместитель руководителя Федеральной аэронавигационной службы Дмитрий Савицкий сообщил на заседании рабочей транспортный группы, что «сегодня созданы все условия и возможности для введения разрешения полетов уведомительного порядка». Однако вопрос разрешения полетов уведомительного порядка требует системного решения, потому что он затрагивает очень много сфер, связанных с безопасностью полетов и страны в целом.

«Уведомительный порядок полетов потребует введения системы нормативных документов и организационных решений, которые позволят этот порядок ввести и обеспечить безопасность полетов», — пояснил Дмитрий Савицкий.

По его словам, необходимые документы для реализации инициативы уже готовы. Сейчас новые правила воздушных полетов находятся в Министерстве юстиции РФ. После положительного заключения Минюста этот документ будет вноситься в правительство РФ на утверждение. «Изменение федеральных правил использования воздушного пространства даст возможность внедрения уведомительного порядка для полетов малой авиации. Окончательно же новый порядок заработает только после принятия всех необходимых приказов и правил, регламентирующих полеты в воздушном пространстве РФ. Возможно, это произойдет уже в 2008 году», — сказал он.

Напомним, что в июне 2006 года вышел ФЗ N114, которым была введена поправка в Воздушный кодекс РФ и закреплена норма, связанная с установлением классификации воздушного пространства и уведомительного порядка его использования.

Одним из «тормозов», который препятствует развитию авиации малого назначения, является отсутствие классификации воздушного пространства по ИКАО и разрешение уведомительных полетов. В России действует разрешительный порядок полетов, тогда как в большинстве стран существует, кроме того, уведомительный порядок (пилот ставит в известность наземные службы о предстоящем полете) для полетов во внутреннем воздушном пространстве.

vertolety1_234

Помимо этого, участники заседания обсудили перспективы восстановления сети межрегиональных перевозок. Этот вопрос является одним из самых актуальных на сегодня. В рамках транспортной стратегии России гражданской авиации отводится особая роль, связанная с региональными перевозками в районах с недостаточно развитой наземной инфраструктурой.

По словам Романа Балашова, «за последние десятилетия такая важнейшая для нашей страны отрасль, как меж- и внутрирегиональные авиаперевозки практически сошла на «нет». «Сложилась абсолютно нездоровая ситуация с перегруженностью крупных транспортных узлов, — отметил он. — Страны, располагавшей ранее одной из самых лучших в мире авиационно-транспортных систем, когда практически каждый регион имел собственную сеть внутрирегиональных перевозок, больше нет».

«Мы в Поволжье, располагая уникальными технологическими, производственными и интеллектуальными возможностями, сидим и ждем, пока придет бизнес с Запада или с Востока, и нам будет в лучшем случае уготована роль технического обслуживания», — заявил он.

В свою очередь министр транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан Ильдус Фасхутдинов выразил надежду, что «обсуждение перспектив развития малой авиации станет мощным толчком для развития авиационных сообщений между регионами, причем, не только Приволжского федерального округа, но и России в целом».

Министр подчеркнул, что обозначенная проблема назрела давно, и «сегодня не возникает препятствий для реализации намеченных планов».

Ильдус Фасхутдинов сообщил, что недавно в Казани проходило большое совещание, посвященное вопросам развития межрегиональных автоперевозок. «В настоящее время республика активно занимается вопросами развития транспортных систем на межрегиональном уровне. Предстоящее обсуждение – это логическое продолжение начатой темы», — добавил министр транспорта республики.

Кроме того, министр сообщил, что существующее региональное сообщение между Казанью и Самарой рентабельно. «Самолет из Казани в Уфу летает второй месяц, на него невозможно достать билеты, — отметил Ильдус Фасхутдинов. — Можно с уверенностью сказать, что региональная авиация весьма востребована, особенно по таким направлениям, как Нижний Новгород и Самара». Убыточными могут быть только перевозки из Казани в Одессу, уточнил министр.

На заседании рабочей группы Ильдус Фасхутдинов выступил с предложением о субсидировании региональных авиаперевозок из федерального бюджета. Эту идею поддержал Алексей Величко, назвав ее «совершенно разумной». По его словам, необходимо приравнять некоторые маршруты к категории социально значимых.

«Это нужно сделать по аналогии с пригородными железнодорожными пассажирскими перевозками, которые дотируются из федерального и регионального бюджетов, — сказал он. — Это очень правильное решение, и у нас не будет вопросов с рентабельностью авиации общего назначения . Необходимо лишь определить направления, по которым региональные перевозки будут рентабельны. Для оптимизации данного вопроса совместно с федеральными органами исполнительной власти необходимо подготовить системное предложение».

Говоря о перспективах развития рынка авиации малого назначения, Сергей Алафинов отметил, что рынок малой авиации будет существовать в любом случае, и при этом необходимо ориентироваться на собственное производство летательных аппаратов и активно развивать данное направление. ООО НПО «Аэроволга» производит самолеты-амфибии ЛА-8. Кстати, этот самолет находился в числе самых интересных экспонатов выставки, которая проходила в рамках заседания рабочей группы. Кроме того, ЛА-8 впоследствии примет участие в уникальном международном экстремально-приключенческом авиаперелете «20 тысяч лье над водой».

По словам Алафинова, отечественный авиапром испытывает сегодня немало проблем. По его словам, он как производитель сталкивается с отсутствием комплектующих для производства летательных аппаратов. «Сегодня для того, чтобы создать в России самолет, закупаются комплектующие во всем мире, в том числе — в США, что приводит к удорожанию конечного продукта для потребителя», — продолжил собеседник агентства.

Алафинов сообщил, что таможенные пошлины, а также НДС увеличивают себестоимость летательного аппарата на 40%. «В таких условиях очень сложно конкурировать с крупными авидержавами», — заметил он.

По его словам, «для развития данной отрасли необходимо приложить много усилий, в том числе и со стороны государства». «В первую очередь, это регулирование отрасли, — продолжил председатель совета директоров. — Дело в том, что в СССР производство АОН практически не существовало: мы производили спортивные и учебные самолеты — СУ-31, которые уже сняли с производства, и устаревшую модель ЯК-18, производство которого возобновляется с учетом существующих потребностей».

Алафинов подчеркнул, что в сфере вертолетостроения Россия была на одном уровне с Америкой, сейчас же этот рынок страна отдала полностью.

Однако смысл обсуждений, подобных тому, что состоялось в Казани, заключается в выработке конкретных мер по возрождению отрасли общими усилиями государства, промышленных предприятий, компаний, а также общественных организаций. Так в интервью ИА «Росбалт-Приволжье» советник директора Федеральной службы по оборонному заказу Людмила Зимина сказала, что оборонные предприятия готовы производить комплектующие для самолетов авиации общего назначения, однако это вопрос массовости производства.

«В пул предприятий оборонного комплекса входит огромное количество предприятий, связанных с авиацией, у которых есть накопленный опыт, мощности. Федеральная служба по оборонному заказу ратует за развитие нашей оборонной промышленности. Хотелось бы, чтобы у оборонной промышленности появился еще один источник заполнения своих мощностей и источник финансирования», — сказала представитель ведомства.

«Сейчас создаются федеральные программы по развитию авиации общего назначения, в которых смело могут участвовать предприятия оборонной промышленности», — заключила она.

Кстати, ярким примером частно-государственного партнерства является передовой опыт компании Motorolа, которая сегодня готова обеспечить авиацию общего назначения (АОН) системой профессиональной радиосвязи стандарта ТЕТРА. Об этом заявил в интервью корреспонденту ИА «Росбалт-Приволжье» генеральный директор по системным решениям компании Motorolа Михаил Прокудин.

«Компания Motorolа у всех ассоциируется с мобильными телефонами, но это далеко не так, — отметил он. — Motorolа создает системы профессиональной радиосвязи стандарта ТЕТРА, которая используется на территории всех аэродромов мира».

«Мы можем оснащать средствами радиосвязи самолеты со всеми надземными службами, а также осуществлять связь аэропорта с бортами самолетов, — заявил Прокудин. — Наши технологии могут использоваться, начиная с топливного провода, где устанавливаются электронные датчики контроля, которые передают информацию о состоянии провода на монитор специалиста». Кроме того, наши системы позволяют передавать сигналы с видеокамер по беспроводной связи, что необходимо при контроле территории аэродромов», — добавил он. 

Говоря об опыте использования технологий Motorolа в России, Прокудин отметил, что «в этой сфере сложился дисбаланс». «Количество авиаперевозчиков в России исчисляется сотнями, но Motorolа начала работать с этим сегментом только с середины 2007 года, когда были заключены соглашения с аэропортом Домодедово», — сказал гендиректор.  

Источник: Росбалт, Автор: Е. Поспелова