Путем объединения нескольких профильных ведомств
Предстоящие перемены в правительстве могут привести и к реформированию структуры авиационных властей. Как рассказали РБК daily сразу несколько авиационных чиновников, сейчас рассматривается несколько вариантов реорганизации. Первый из них предусматривает создание госкомитета по гражданской авиации, второй — расширение функций ныне существующей Росавиации путем передачи ей части полномочий Ространснадзора. При этом нынешнему главе Росавиации Евгению Бачурину вовсе не гарантировано сохранение поста руководителя авиационного ведомства.
О необходимости реформирования системы управления гражданской авиацией уже не первый год говорят участники рынка и эксперты. «Гражданской авиации не хватает законов, переориентирующих с жесткого госрегулирования использования воздушного пространства на создание условий для дальнейшего развития конкуренции между авиаперевозчиками и развития реальных рыночных отношений», — считает ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА) Борис Елисеев. «До сих пор отсутствует закон об аэропортах и аэропортовой деятельности, хотя концепция уже разработана, но отсутствует законодательный механизм ее реализации», — отмечает он.
Регулирование гражданской авиации не оказывает прямого эффекта на рост отрасли, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «Отрасль растет в три раза быстрее экономики. Уже сейчас авиация испытывает серьезнейший кадровый дефицит», — отмечает эксперт. Не хватает упрощенного налогового режима, льготного кредитования и финансирования инфраструктурных проектов, добавляет руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Надо принять закон о регистрации воздушных судов и сделок с ними, призывает Сергей Шишкарев, председатель думского комитета по транспорту. «Сейчас регистрировать суда может как Минюст, так и Минтранс. Необходимый закон был принят в 2003 году, но только в первом чтении. Надо создавать российский национальный авиационный регистр», — говорит он. По его словам, также спорна и недоработана концепция развития аэродромной сети, так как нельзя передавать региональные аэропорты местным властям. «Надо развивать транспортную доступность северных и дальневосточных территорий», — добавляет Сергей Шишкарев.
Эти факторы, по мнению нескольких чиновников, могут стать обоснованием для скорого реформирования системы управления гражданской авиацией. Как стало известно РБК daily, на сегодняшний день в правительстве рассматривается концепция создания единого органа по управлению гражданской авиацией в ранге госкомитета при правительстве, обладающего большим количеством полномочий: ему может быть передана часть функций Росавиации и Ространснадзора. Кроме того, из Минтранса комитету планируется передать функции нормотворчества.
По словам одного из источников РБК daily, новый орган может быть создан по примеру госкомитета РФ по рыболовству. Сейчас рассматриваются несколько кандидатур, кто мог бы возглавить комитет, в том числе замминистра транспорта РФ Борис Король и гендиректор ГТК «Россия» Сергей Михальченко.
Между тем возможен и другой вариант, разрабатываемый Минтрансом. Он предполагает расширение функций Росавиации. Ведомство Евгения Бачурина может получить полномочия Ространснадзора по выдаче авиакомпаниям сертификатов эксплуатанта. Проект такого постановления был уже ранее одобрен правительственной комиссией по административной реформе. В этом случае за Ространснадзором сохранятся только надзорные функции в области безопасности полетов.
Источник: РБК Daily