События последних дней не только больно «ударили» по нашим самолетам, но и «отрикошетировали» по вертушкам. Нынешняя ситуация привнесла изменения, которые затронули всю вертолетную отрасль.
- Начиная с марта 2020 г., сокращение объема заказов по авиационным работам в нефтегазовой отрасли (главный источник доходов) в целом по рынку оценивается в 40-50%.
- С февраля 2022 г. по ряду регионов РФ закрыто воздушное пространство, что не позволяет оказывать вертолетные услуги.
- По международным проектам наблюдаются сложности с новыми контрактами.
В результате накопившихся проблем и новых вызовов критическими стали вопросы сбережения парка вертолетов и поддержания летной годности, сохранения рынка вертолетных услуг и кадрового потенциала, а также налогового характера. Что делать?
В этой ситуации специалисты и эксперты предлагают совокупность экстренных антикризисных мер и мер долгосрочного характера. Нет смысла перечислять все предложения. В целом, возобладали старые стереотипы. Если коротко: субсидии по кредитам, льготы по платежам, мораторий на проверки… Что касается вертолетной техники, тут все просто – увеличение/продление ресурсов и сроков службы, сроков замены ГСМ, технического обслуживания и ремонта…
Складывается впечатление, что специалисты далеки от реализации своих предложений. Удивляет легкость увеличения ресурсов/сроков службы. Наиболее характерный пример, предложение увеличить назначенный ресурс вертолетов Ми-26Т с 6000 летных часов вдвое(!). Ресурс/срок службы не увеличивается «росчерком пера». Как остановить износ или старение резины и клеевых соединений? Природу не обманешь. Ресурс/срок службы существующих (в сложившейся системы эксплуатации) вертолетов, агрегатов, ПКИ – это безопасность полетов. Безопасность полетов – это приоритет №1 для любых предложений. Здесь разумные решения принимаются с «холодной головой».
Нельзя же одной рукой разрешать импортные комплектующие, а другой – заниматься импортозамещением. Нужно понимать риски, связанные с выделением бюджетных средств на дальнейшее поддержание летной годности иностранных воздушных судов.
Невозможно сохранить систему эксплуатации вертолетов, поддерживая отдельные ее элементы (технику, персонал, средства обслуживания и обучения).
Решения должны быть практичными, ответственными и нацеленными на новую вертолетную Россию. Если строить новое, то нужно определиться, какова модель этой новой вертолетной отрасли, по каким законам она будет работать, какие нужны вертолеты и двигатели, агрегаты и ПКИ, кадры и тренажеры, инфраструктура и средства обслуживания и ремонта…
Ничего не возникает из ничего. Не меняя параметры на входе, нельзя получить прирост на выходе. Нужно менять процессы…
Долгое время «списывали» чужое, сегодня требуется свое.
Источник: