«Новички» в бизнес-авиации уже скоро могут быть разочарованы в своем приобретении

Как отмечают аналитики, коллапс, творящийся на рынке коммерческой авиации в Европе, заставляет пассажиров пересаживаться на бизнес-джеты, а некоторых и задумываться о приобретении собственного самолета. Но растущие расходы на топливо и техническое обслуживание могут привести к тому, что самолеты очень скоро вернутся на рынок в виде «подержанных».

«Ситуация с коммерческими полетами в Европе просто ужасная», - считает Стив Варсано, генеральный директор The Jet Business. «Уровень активности в покупке самолетов и бронировании чартеров увеличился за последние несколько месяцев. Судите сами, люди едут в аэропорт и просто гадают, отменят ли их рейс. Нет даже надежды, что ты улетишь. Такого никогда не было, немудрено, что пассажиры ищут альтернативу».

Варсано отметил, что проблемы с нехваткой рабочей силы, например, в аэропорту Хитроу, подталкивают людей обращаться к услугам бизнес-операторов. «Администрация Хитроу буквально сказала операторам прекратить продажу билетов и сократить пропускную способность на 25%, потому что у них просто нет людей для работы. Они пытаются снизить уровень активности, что подталкивает все больше людей к полетам на корпоративных самолетах. Это намного дороже, чем в США, так было всегда, но люди все еще говорят - «Мне нужно туда добраться» и летают частным образом».

Джо Моеггенберг, генеральный директор и президент Argus International, сказал, что спрос на чартеры, забронированные с использованием Jet Card, также выше, что приводит к росту цен. «Ряд крупных операторов карточных продуктов переходят к более динамичной модели ценообразования», — сказал он.

Но нехватка доступных самолетов и растущие расходы на топливо и техническое обслуживание могут подорвать перспективы бизнес-авиации, согласились оба спикера. «Если в Тетерборо топливо стоит 12 долларов за галлон, и у вас есть сверхдальнемагистральный самолет, вы будете тратить на заправку еще $1 млн в год», — сказал Варсано. «Меня не волнует, насколько богаты вы или ваша корпорация, вы будете говорить своим людям: «Вам действительно нужно отправиться в это путешествие?».

По словам Меггенберга, Argus International недавно завершил исследование рынка Северной Америки и обнаружил, что отрасль «исчерпает возможности», если рынок продолжит расти такими темпами, как раньше. «Банально не хватает самолетов, чтобы покрыть весь чартерный бизнес», — сказал он. «Мы провели это исследование как раз в тот момент, когда цены на топливо начали стремительно расти. Многие люди в то время покупали свой первый самолет, но сейчас управляющие компании говорят: «Эй, раньше мы могли потратить на ваш самолет столько времени и бюджета, сколько вы хотели, но сейчас это уже не так»». Он добавил: «Некоторые из новых владельцев, которые только что вышли на рынок, будут сильно разочарованы».

По словам Варсано, новые владельцы могли «слишком быстро протрезветь» из-за роста цен на топливо и затрат на техническое обслуживание и осмотр. Моггенберг добавил, что это может подтолкнуть тех, кто впервые покупает самолеты, к продаже своих джетов. «Как только эти новые владельцы начнут видеть спад в своих доходах и получат свой первый счет за первую проверку, эти самолеты могут вернуться на рынок, но уже вторичный», — сказал он.