Создан Гаагский арбитражный суд по вопросам авиации

Из тысяч сделок на рынке бизнес-авиации, которые заключаются каждый год, только удивительно небольшое количество заканчивается спорами. И лишь немногие из этих споров доходят до суда.

Но когда это случается, то наступает настоящий кошмар для всех участников. Для судей требуется много вводных, чтобы понять нюансы, связанные с авиационной сделкой, которая совсем не похожа на спор о нефти и газе. В этой категории споров пока нет прецедентов.

«Претензии по сделкам на рынке бизнес-авиации бывают очень сложными для вынесения решений и поразительно дорогими», — говорит Пол Джебели, основатель и председатель нового Гаагского суда по бизнес-авиации, который был запущен на прошлой неделе на Farnborough International Airshow.

Некоммерческий Гаагский арбитражный суд по вопросам авиации (Hague CAA) стремится стать нейтральным и частным форумом для специализированного арбитража и посредничества, опирающегося на экспертов в области авиации. Он способен обеспечить конфиденциальное, окончательное и обязательное решение, когда договорные отношения становятся острыми, и предложить добровольное посредничество в авиационных спорах.

Фактически это частный суд, регулируемый национальным законодательством. Нидерландский арбитражный институт, поддерживающий проект, был основан в 1949 году.

«Многие в отрасли не понимают, что арбитражное решение имеет более высокую юридическую силу на международном уровне, чем решение суда Нью-Йорка или Англии», — говорит Джебели. «То, как мы это делаем, и арбитраж, и посредничество также намного дешевле и быстрее, чем обращение в суд, и вы получаете экспертов, которые разбираются в вопросах. Вам не нужно тратить время на объяснение того, как работает сделка по продаже бизнес-джетов, судье, который может впервые рассматривать дело, касающееся частной авиации».

Около 70 различных авиационных и арбитражных поверенных, авиационных руководителей и технических экспертов со всего мира, в том числе известные юристы и технические эксперты в сфере частной авиации, работали вместе с Арбитражным институтом Нидерландов над этим запуском. В число волонтеров входят юристы из более чем 20-ти юридических фирм, четырех юридических школ и почти 30-ти авиационных компаний.

По словам Яна Макдугалла, председателя совета директоров Volatus Aerospace, который также входит в юридическую команду Гаагского суда, согласованный доступ к комбинированному форуму посредничества и/или арбитража с местными экспертами предлагает больше, чем просто судебный процесс. «Гаагский CAA предоставит решение быстрее, с меньшими затратами и в целом будет лучше поддерживать первоначальные договорные цели, которые обсуждаются между сторонами», — говорит он. «Это позволяет избежать больших, непродуктивных отвлекающих факторов и искажений, присущих традиционным судебным разбирательствам. Кроме того, возможность получения промежуточного результата в ожидании окончательного арбитража может облегчить снижение убытков, избегая ненужных расходов».

Мэтт Поттс, главный юрисконсульт Jetcraft по региону EMEA, а также член Гаагского CAA, признает, что в идеальном мире каждая транзакция была бы завершена гладко и легко, без осложнений или разногласий. «Но, как мы все знаем, мы живем не в идеальном мире», — говорит он. Большинству сделок никогда не понадобится суд. «Однако, если ваша транзакция приведет к разногласиям или потребует внешнего вмешательства, все вовлеченные стороны захотят экономичного, действенного и обязывающего решения, основанного на экспертном понимании поднятых вопросов, и терминах, которые обычно не используются для описания правовой системы».

Гаагский арбитражный суд по авиации начнет принимать запросы на арбитраж или посредничество в августе. Джебели также надеется, что участники рынка решат добавить арбитраж и посредничество в новые контракты в ближайшее время.

Между тем Джебели заключает: «Специализированный арбитраж, посредничество и частная авиация — это брак, заключенный в юридическом раю».